Матиас Руст: посадка на Красной площади и дальнейшая судьба (10 фото). Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади Кто приземлился на красной площади


3 августа 1988 г. из советской тюрьмы был досрочно выпущен необычный заключенный. Им был германский пилот-любитель Матиас Руст , за год до этого прославившийся на весь мир тем, что посадил самолет на Красной площади . Тогда это событие наделало много шума: как 19-летнему парню удалось дискредитировать советскую систему ПВО, зачем ему понадобилось совершать этот безумный поступок, и какое наказание понес храбрец?



Однажды 18-летний Матиас Руст смотрел телевизор, в новостях говорили о том, что переговоры между американским и советским правительством в Рейкьявике зашли в тупик. Молодой человек решил, что должен помочь СССР и Западу наладить отношения. По крайней мере, так он объяснял мотивы своего поступка на суде: «Я думал, что могу воспользоваться самолетом для того, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР».



На тот момент у Матиаса Руста были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов. 13 мая 1987 г. он сообщил родителям о том, что намеревается отправиться на самолете по Северной Европе для того, чтобы налетать необходимое количество часов для получения прав профессионального летчика. 25 мая Матиас прибыл в Хельсинки, 28 мая сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм. Но Руст двигался в неправильном направлении, а позже вообще исчез с радаров.



В районе финского побережья тут же началась поисково-спасательная операция. На поверхности моря было замечено большое масляное пятно, и тогда возникло предположение о том, что самолет потерпел крушение. Пока пилота искали в море, он пересек советскую границу над Эстонией. Конечно, радары тут же его засекли, и в скором времени рядом с ним оказался истребитель «МиГ». Некоторое время он его сопровождал, но приказа о дальнейших действиях не поступило, и «МиГ» вскоре скрылся.



Дело в том, что в 1984 г. советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, который нарушил воздушное пространство СССР. В результате погибли люди, и после этого стрелять по гражданским и спортивным самолетам было запрещено. Когда Матиас пролетал в районе Пскова, местный авиаполк проводил учебные полеты. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. В 15:00 все летчики должны были одновременно сменить код, но по неопытности многие этого не сделали. Из-за возникшей неразберихи всем воздушным судам присвоили признак «я-свой», в том числе и самолету Руста, оказавшемуся среди них. Когда же он пролетал над Торжком, там проводили спасательные работы после авиакатастрофы, и самолет Руста приняли за советский поисковый вертолет.



Вечером 28 мая немецкий самолет «Cessna» приземлился на Большом Москворецком мосту и доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик выбрался из кабины и принялся раздавать автографы удивленным прохожим и туристам. Его арестовали через несколько минут. Наутро все газеты сообщили сенсацию: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника».



Версий о причинах поступка Матиаса было несколько: пытался выиграть пари, хотел произвести впечатление на любимую девушку, выполнял задание иностранных спецслужб, совершил эффектный маркетинговый ход в поддержку отцовского бизнеса – тот продавал самолеты «Cessna» в Западной Европе, и новость о том, что это – единственный самолет, победивший советскую систему ПВО, могла способствовать оживлению спроса.



Матиаса Руста арестовали и судили за хулиганство и незаконное пересечение границы. Его приговорили к 4-м годам лишения свободы, но через год освободили досрочно. Своих должностей лишились глава войск ПВО, министр обороны и около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали называть «Шереметьево-3» и сочинять анекдоты на эту тему.



По возвращении на родину Руст был лишен прав пилотирования как человек «психически неуравновешенный». Вскоре он снова угодил за решетку: работая в больнице медбратом, он кинулся с ножом на медсестру, ответившую отказом на его ухаживания. В 2001 г. его снова судили – на этот раз за кражу пуловера. Видимо, его действительно нельзя было назвать психически стабильным.



«Миссию мира» Руста до сих пор ставят под сомнение: слишком много неувязок и масштабных последствий: в советской армии после этого провели массовые чистки – как будто ждали подходящего повода. Поэтому многие называют полет Руста тщательно спланированной провокацией, каких было немало в тот период:

Матиас Руст. Аэродром — Кремль

28-го мая 1987 года СССР праздновал День Пограничника. В 18 часов 43 минуты по московскому времени над КРАСНОЙ ПЛОЩАДЬЮ пролетел маленький частный самолёт, управляемый Матиасом Рустом, «Цессна-172П». Сделав ещё пару заходов над площадью, самолёт развернулся и приземлился на Москворецком мосту. Из кабины вышел одетый в красный комбинезон 19-тилетний пилотгражданин ФРГ, Матиас Руст. Когда его обступила толпа и начала расспрашивать, откуда он прилетел, то выяснялось, что он прилетел, немного, немало из-за ГРАНИЦЫ. Когда известие о нарушителе границы доходит до правительства нашей страны, разгорается, мягко говоря, большой скандал. Эта новость в средствах массовой информации всего Мира надолго становится НОВОСТЬЮ НОМЕР ОДИН.

28-го мая 1987 года советская ПВО в 14 часов обнаруживает над Финским заливом несколько целей. Одна из целей сначала направилась к советской границе, потом повернула на север. В 14 часов 20 минут опять появилась новая цель. Тревога была объявлена через 15 минут, когда цель уже над советской территорией. Матиас Руст пересёк границу СССР на СВЕРХМАЛОЙ высоте в районе стыка административной границы Эстонии и РСФСР. Затем начал, то резко набирать высоту, то снижаться. В 14 часов 48 минут командующий Отдельной 6-й армией ПВО, Кромин получил доклад от дежурного о том, что в 14 часов 46 минут в 25-ти километрах западнее Нарвы, в районе села Силумяэ обнаружена НЕОПОЗНАННАЯ цель. Самолёт Матиаса Руста был обнаружен уже на нашей территории и был принят НЕ за нарушителя ГРАНИЦЫ, а за нарушителя РЕЖИМА ПОЛЁТОВ!? Кромин утверждает, что НЕ было ДАЖЕ РАЗГОВОРОВ о НАРУШИТЕЛЕ ГРАНИЦЫ, пока тот не сел на КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ!? Спустя 17 лет Матиас Руст сказал, что, если бы он задумался о серьёзности последствий этого полёта, то никогда бы на него НЕ решился.

Матиас Руст начал свой полёт из столицы Финляндии, Хельсинки в 13 часов 21 минуту по московскому времени. Пункт назначения, по плану полёта был Стокгольм. Через 20 минут после взлёта, провёл крайний сеанс радиосвязи, выключил все радиоприборы, кроме радиокомпаса. И направил самолёт через Финский залив к советской границе. В этот день в районе западнее Нарвы военные проводили прыжки с парашютом (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Матиас Руст летел с такой же скоростью как «Ан-2». Военные пытались понять – ЧТО, в небе? Может, заблудился один из кукурузников? В 14 часов 50 минут с аэродрома ПВО, «Тапа» взлетел истребитель «МиГ-23». Лётчику истребителя поставили задачу – выяснить – ЧТО, находится в небе? Он выяснил и передал по радиосвязи, что на высоте 600 метров летит вертолёт!? Затем МиГ-23 сделал повторный заход на цель и тогда передал, что это маленький самолёт типа Як-12. Командующий Отдельной 6-й армией ПВО, Кромин дал команду подняться второму МиГ-23 и предварительно привёл в боевую готовность по курсу следования все дежурные зенитно-ракетные войска и дополнительные станции радиотехнических войск.

Цессна — 172П

Матиаса Руста по-прежнему, принимали за СБИВШИЙСЯ с КУРСА ВЕРТОЛЁТ или САМОЛЁТ??? Матиас Руст выбрал для своего полёта самолёт именно « Cessna-172P» из-за большой беспосадочной дальности полёта. На самолёте у Матиаса Руста НЕ было НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ топливных баков. Самолёт имел только СЕРИЙНЫЕ топливные баки, расположенные в штатных местах в крыльях. Ёмкость штатных топливных баков на этом типе самолёта более 235-ти литров. Этого хватало на более, чем на 8-ми часовой полёт БЕЗ посадки. Соответственно беспосадочная дальность полёта на этом самолёте составляет не менее 1 500 км. Матиас Руст по пути следования нигде НЕ приземлялся и НЕ заправлялся. Перед вылетом из Хельсинки, Матиас Руст заправил свой самолёт ПОД самые ПРОБКИ. После посадки на Красной площади у него осталось топлива ещё на 2,5 часа полёта.

В 13 часов 58 минут финские службы управления воздушным движением потеряли самолёт Матиаса Руста на экранах локаторов. Финские службы спасения отправились на поиски самолёта Матиаса Руста в предполагаемое место падения самолёта. В этом предполагаемом месте падения на поверхности моря оказалось масляное пятно. После посадки Матиаса Руста эксперты тщательно осмотрели самолёт и дали категорическое заключение о том, что в этот самолёт невозможно затолкать никакую бочку, а тем более выкинуть её из данного типа самолёта во время полёта. Соответственно, давно гуляющее по Балтике масляное пятно, не имело никакого отношения к Матиасу Русту. После проведения поисково-спасательных работ финские службы спасения сначала выставили Матиасу Русту счёт на 120 000 долларов за проведение этих работ. Но потом, когда стали известны подробности этого происшествия, когда они услышали ЧТО, Матиас Руст говорил на суде о мотивации своего полёта то, пришли в совершенный восторг и ОТКАЗАЛИСЬ от своих требований.

Самолёт Руста продолжал свой полёт. По ходу движения Матиас Руст достаточно активно маневрировал, но в основном по высоте и скорости полёта. Местами он поднимался на высоту до 2-х км, но в основном он летел на высотах 100-200 метров, а бывало и ниже 100 метров. Местами он делал некоторые виражи, но старался придерживаться заданного курса. Один из истребителей подошёл к Матиасу Русту на расстояние 700 метров. Лётчик доложил, что видит самолёт типа Як-12. Затем истребитель пролетел ближе и исчез. Матиас Руст подумал, что теперь его расстреляют сзади. Прошло некоторое время, но этого НЕ случилось. Затем советский истребитель подошёл к Матиасу Русту ещё ближе, пролетел и исчез совсем. Была низкая облачность, и прижаться к маленькому, медленно летящему самолёту истребитель МиГ-23 НЕ мог.

Цессна 172П. Вид из кабины пилотов

Вдруг цель неожиданно исчезла с экранов локаторов наземной ПВО и МиГа. Через 3 минуты после исчезновения в 14 часов 55 минут цель опять появилась на экранах локаторов. В воздух подняли ещё пару истребителей. Новая пара истребителей цель не видит. Вступить с Матиасом Рустом в радио переговоры было невозможно потому, что он выключил радиоприборы на своём самолёте. Впоследствии, он объяснял это тем, что боялся, что если радиосвязь с ним будет доступной, то он НЕ сможет противостоять нажиму советской ПВО приземлиться раньше, чем он намеревался. В 15 часов Матиас Руст подлетает к Пскову. В Псковской области в это время проходят лётные учения, и самолёт Матиаса Руста получает обозначение «СВОЙ»!? Около 1-го часа «свой» летит на юго-восток. В 16 часов он уже находится рядом с озером Селигер. Там зона ответственности другого подразделения ПВО и самолёт Матиаса Руста теряет код «свой». Военным вновь пришлось решать – ЧТО, это за самолёт и что с ним делать?

Здесь необходимо вспомнить случай произошедший 1983 году на Дальнем Востоке (смотри статью «Корейский Боинг 1983 год»). Тогда, там был сбит пассажирский самолёт «Южно-корейский Боинг». После этого инцидента на Дальнем Востоке, для войск ПВО, вышел ЖЁСТКИЙ ПРИКАЗ – СБИВАТЬ над нашей территорией, в случае нарушения границы, ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ самолёты. А ГРАЖДАНСКИЕ и ТРАНСПОРТНЫЕ самолёты, в случае нарушения границы, ТОЛЬКО ПРИНУЖДАТЬ к ПОСАДКЕ на нашей территории.

Самолёт Матиаса Руста переходил из одной зоны ответственности ПВО к другой, и никто так и НЕ выполнил приказ ПОСАДИТЬ самолёт-нарушитель. В 16 часов 6 минут самолёт Матиаса Руста над восточным берегом Селигера. В это время на РАДАРАХ высвечиваются ещё 6 точек – это ВИХРЕВЫЕ ПОТОКИ. Вместе с ними самолёт Матиаса Руста получает обозначение как – «МЕТЕООБРАЗОВАНИЕ». Далее, у города Торжка, Матиасу Русту помог ещё один случай. Накануне в этом районе разбились, от столкновения друг с другом, два военных самолёта. В небе находилось много вертолётов, выполняющих поисково-спасательные работы. Самолёт Матиаса Руста приняли за, ещё один поисковый вертолёт. В 17 часов 11 минут Матиас Руст входит в зону ответственности ПВО московской области. Здесь он получает обозначение как «НАРУШИВШИЙ РЕЖИМ ПОЛЁТОВ СОВЕТСКИЙ ВЕРТОЛЁТ»??? В воздух поднимают очередной истребитель. Из-за густой облачности, ему так же НЕ удаётся приблизиться на достаточно близкое расстояние, чтобы определить – ЧТО, за объект находится в небе.

Цессна 172П. Кабина пилотов

В 18 часов 30 минут объект пересекает окраину Москвы, в районе Ходынского поля. К этому моменту Матиас Руст пролетел более 700 км. Подлетая к Красной площади, Матиас Руст увидел на площади большое скопление народа. 28 мая отмечается праздник «День Пограничника». Он сделал пару кругов над площадью и понял, что на САМУ ПЛОЩАДЬ приземлиться ему НЕ удастся. После этого он увидел рядом с Красной площадью, Москворецкий мост, определил, что на него можно приземлиться и совершил на него ПОСАДКУ. После приземления на мосту остались ПОЛОСЫ от, чиркнувших ШИН. Далее он скатился по мосту вниз. Гаишник, стоявший в это время в конце моста, видя приземляющийся на мост самолёт, заранее перекрыл автомобильное движение, затем жезлом показал Матиасу Русту направление, куда надо повернуть. Матиас Руст повернул на Васильевский спуск и там остановился.

С этим Москворецким мостом связана некоторая детективная история. Дело в том, что в тот момент, когда Матиас Руст приземлялся на Москворецком мосту, на нём было всего лишь 3 провода, натянутых поперёк в начале, в середине, и в конце моста. Он пролетел над первым, затем нырнул под второй и приземлился. Когда на суде 4-го сентября были показаны фотографии Москворецкого моста, на нём было уже гораздо больше проводов, натянутых поперёк. Судья спросил Матиаса Руста: «Как Вы смогли посадить самолёт между, так густо висящих проводов?» Матиас Руст ответил: « Во время его посадки, на мосту не было столько проводов». Потом выяснилось, что московские власти, после приземления Матиаса Руста, в течение 1-2 дней в спешном порядке, НОЧЬЮ поставили на этом мосту, много столбов и натянули между ними провода.

Цессна 172П. Панель приборов

Народ на площади не сразу понял = ЧТО, произошло. Толпа обступила пилота и самолёт. Сначала люди подумали, что снимают КИНО. Потом народ начал расспрашивать кто пилот и откуда он прилетел. Матиас Руст ответил на все вопросы. На допросе в КГБ первый вопрос заданный ему был: « Вы намеренно прилетели в День пограничника?» Матиас Руст ответил, что даже не знал о таком празднике. Началось расследование – КТО, этот немецкий молодой человек – разведчик, провокатор или просто псих. КГБэшники начали выяснять как, достаточно молодой пилот смог проделать такой, в общем, НЕ простой полёт. В ходе расследования выяснилось, что Матиас Руст у себя на Родине в Германии прошёл очень НЕПЛОХУЮ ЛЁТНУЮ ШКОЛУ! Обучение лётному делу он начал в 18-тилетнем возрасте. Инструктор, который обучал Матиаса Руста лётному делу, отметил, что он обладал заметно, бОльшими способностями в обучении лётному делу, чем другие курсанты! До своего известного полёта Матиас Руст уже обладал довольно хорошими ПИЛОТСКИМИ КАЧЕСТВАМИ и даже имел довольно серьёзный ПИЛОТСКИЙ ОПЫТ! Например, он летал совершенно САМОСТОЯТЕЛЬНО в Исландию и обратно. Уточним, что полёт в Исландию происходит по большей части над ОКЕАНОМ. Над океаном нет никаких ОРИЕНТИРОВ – одна сплошная одинаковая вода. Полёт идёт только по ПРИБОРАМ. В полёте над океаном пилотские способности лётчика проявляются в высшей степени!

Однако совершить свой полёт Матиасу Русту помогли не только его пилотские способности. В ходе расследования КГБэшники выяснили, что в полёте Матиас Руст пользовался СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОЙ КАРТОЙ. На этой карте были обозначены секретные военные объекты, секретные аэродромы и секретные зоны ПВО — в которых появляться в воздухе категорически запрещено. Если появляешься в воздухе в этой зоне, то без всяких запросов – кто ты — получаешь ракету. Матиас Руст аккуратно обошёл эти зоны. Когда КГБэшники узнали где Матиас Руст взял эту карту, то они были, мягко говоря, удивлены. Сначала они думали, что эту карту Русту вручила какая-либо из иностранных разведок, но оказалось, что советскую совершенно секретную карту ПВО можно СВОБОДНО КУПИТЬ, по сходной цене, в США — в обычной ПОЧТОВОЙ ФИРМЕ. Сначала КГБэшники Матиасу Русту не поверили и подумали, что Руст их обманывает, но потом они сами поехали в США по указанному адресу и приобрели эту же карту по небольшой цене.

Цессна 172П. Авиакомпания Люфтганза. Школа обучения пилотов

Во время разбирательства правоохранительных органов с Матиасом Рустом, проходило и совещание в высшем руководстве страны. Правительство страны хотело выяснить – как такое смогло произойти. Были заслушаны доклады высшего военного руководства. Они оказались неуверенными и путанными. Правительство сделало вывод, что это обыкновенное РОССИЙСКОЕ РАЗГИЛЬДЯЙСТВО. 30-го мая был отправлен в отставку Министр Обороны СССР, Сергей Леонидович Соколов, следом отправлен в отставку главком ПВО, Александр Иванович Колдунов и главком ВВС, Александр Николаевич Ефимов. Плюс ещё почти 250 генералов и офицеров. 30 военнослужащих войск ПВО было привлечено к дисциплинарной ответственности. Перед судом предстали 2 офицера, находившиеся, в тот день на боевом дежурстве. Они получили 4 и 5 лет лишения свободы, но менее, чем через 1 год их выпустят. Этим двум стрелочникам вменяли НЕ ПРИНЯТИЕ решения к УНИЧТОЖЕНИЮ нарушителя Матиаса Руста. Этот случай наглядно и убедительно показал, что страна НЕ ГОТОВА к ЗАЩИТЕ СЕБЯ, так же как и перед Великой Отечественной войной???

Вскоре после полёта Матиаса Руста нечто подобное произошло в Париже. А в 1994 году в Вашингтоне на таком же самолёте пилот пытался приземлиться на газон перед Белым Домом. Да, во Франции и в США подобные случаи тоже происходили, но там НЕ были сняты Министры Обороны. Американцы и французы предпочли, прежде всего, усилить РАДИОЛОКАЦИОННУЮ СЛУЖБУ. В СССР, после этого случая, предоставили ВЕРТОЛЁТЫ для ПВО, произвели замену РАДИООБОРУДОВАНИЯ, предоставили «МиГ-29» для авиации ПВО.

В Советском Союзе Матиаса Руста судили по 3-м статьям. Первая – незаконное нарушение государственной границы. Вторая – нарушение правил международных полётов (до 10 лет). Третья – злостное хулиганство. Матиас Руст получил 4 года общего режима но, из Лефортово никуда не переезжал и к тому, же имел некоторые льготы. Например, у него было 2 матраса и 2 подушки. Питание у него было совсем не тюремным. Каждый день после 16 часов он гулял в тюремном саду. В этом саду разрешали гулять далеко не всем обитателям Лефортово. Официально он мог гулять в саду 1 час, но реально мог находиться в саду и 2 часа. Первый стакан воды, который он получил в тюрьме, это был стакан чая. Попробовав его, Матиас Руст почувствовал сильный вкус хлора и подумал, что его хотят отравить, но ему объяснили, что московская вода сильно хлорирована и вода во всей Москве такая.

В зарубежной прессе, в то время, часто появлялись статьи, что якобы над Матиасом Рустом в тюрьме изощрённо издеваются. Чтобы снять подобные обвинения советские власти регулярно проводили проверки условий содержания заключённого камеры номер 34 и всё снимали на камеру. Крайняя такая проверка прошла 20-го июля 1988 года. В Лефортово Матиас Руст вылечился от сенной лихорадки, которой он болел. От переживаний у него появился гастрит, и ему прописали лекарства. Избавился от аллергии. Вырвали один зуб. Отсидев 14 месяцев, 3-го августа 1988 года Матиас Руст был выпущен из тюрьмы. Руст уехал домой в Германию. Лишён всех ЛЁТНЫХ ПРАВ. УГОЛОВНОЕ ДЕЛО, заведённое на него на Родине — ПРЕКРАЩЕНО.

25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна" нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 км за 5 ч 50 м, совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске.

Как же годы-то пролетели, сколько всего случилось... Помню то смешанное чувство офигения, разочарования и легкой иронии, которое охватило многих. По стране гуляли анекдоты, с усмешкой называли Красную площадь "Шереметьево-3". Хваленная "советская мощь",о которой сейчас так ностальгируют совки, оказалась "липой". Через несколько лет СССР развалился...

В истории пограничной службы и ПВО СССР были два позорных случая, наглядно показавших, что вся мощь Красной Армии является дутой
15 Мая 1941 года немецкий самолёт Ju-52 вторгся в советское воздушное пространство, безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо
Пограничники и ПВО проспали...

46 лет спустя, 28 мая 1987 года, на День пограничника, опять немецкий самолет (в этот раз правда легкомоторная "Цессна") перелетев государственную границу СССР, приземлилась на Красной Площади...

Днём 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхоук» (Cessna 172B Skyhawk ). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапа (Эстония)) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Сессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Как могло случиться, что девятнадцатилетний очкастый паренек вышел победителем в сражении с мощнейшей системой противовоздушной обороны?
Вполне устроившее тогдашних россиян объяснение, что советские перехватчики просто не могли летать так медленно, как летела Cessna, сейчас представляется как минимум наивным. Ведь для того, чтобы посадить самолет, которым управляет не военный ас, а пилот-любитель, не надо зажимать его в тиски, вполне достаточно дать предупредительный выстрел поверх цели. И уж, во всяком случае, военные никак не должны были допустить, чтобы неизвестно кто, несущий на борту неизвестно что, спокойно пролетел в центр столицы.
Но ведь это же случилось. И причиной того стала цепь удивительных совпадений, буквально преследовавшая в тот день немецкого пилота. Цепь настолько загадочная, что многие западные журналисты, плохо знакомые с советскими реалиями, узнав о ней, поспешили объявить перелет удачной инсценировкой.

То, что потом было классифицировано как «воздушное хулиганство», началось после того, как на двадцать второй минуте пилот вышел на связь с наземными службами, сообщил, что у него все в порядке, попрощался и взял курс на восток. К советской границе.
Попытки финского диспетчера вновь связаться с самолетом успеха не имели: сразу после сеанса связи Руст выключил все радиоприборы, за исключением радиокомпаса. Поведение летчика создавало реальную угрозу безопасности полетов на весьма оживленной линии Москва -- Хельсинки, и диспетчерские службы вынуждены были на лету изменять маршруты полетов воздушных судов, попадавших в опасную зону. А вскоре Cessna и вовсе пропала с экранов радаров. Прибывшие в точку исчезновения спасатели обнаружили растекшееся по поверхности моря масляное пятно. Уже через три часа на месте работали водолазы, тщетно пытавшиеся отыскать на дне морском остатки моноплана.

Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Самолета на дне не было. Его там и не могло быть, он был в воздухе. После того, как летчик снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб, он сбросил в воду припасенные канистры с маслом и продолжил свой путь к границам СССР.

В 14.29 на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве появился неизвестный тихоходный объект. Военные радары работали значительно точнее гражданских, да и высоту к тому времени летчик набрал для Cessna нормальную: без малого две тысячи метров, так что сложностей с обнаружением не возникло. Факт пересечения границы не был зарегистрирован ни радарным, ни визуальным наблюдением, поэтому изначально предполагалось, что это заблудившийся гражданский самолет. Однако на радиозапросы объект не отвечал, на код «свой - чужой» не реагировал, а советские авиадиспетчеры утверждали, что никак с ним не связаны. Как и положено, объекту были присвоены боевой общесоюзный номер 8255 и код «чужой». В полную боевую готовность были приведены три дивизиона Ракетных войск. Цель можно было уничтожить в любую минуту, нужна была только команда. А ее не поступало.

За четыре года до описываемых событий в советском воздушном пространстве над Сахалином при не совсем ясных обстоятельствах был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747». Погибли 269 человек. Резонанс в мире был просто бешеный, многие страны на несколько недель вообще бойкотировали русские самолеты и запретили им входить в свое воздушное пространство.
После этого в советских войсках был издан страшно секретный приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам, если по их поведению не было видно, что они преследуют военные цели. Создавалось впечатление, что пилот самолетика знал о приказе и поэтому вел себя довольно нагло. Он не скрывался, летел прямым курсом, не вилял, не старался спрятаться за холмы, шел довольно высоко и упорно молчал. Несомненно, о секретном приказе знали не только наши военные, но и представители вражеских ВВС. Знали о нем западные разведчики и западные же политики. Но откуда было знать об этом девятнадцатилетнему немецкому летчику-любителю? А ведь случай с «боингом» был еще у всех на слуху...

Для опознания объекта с военного аэродрома «Тапа» по тревоге были подняты два истребителя-перехватчика «МиГ-23». Уже через двадцать минут после появления самолета на радаре, в 14.48, пилот первого истребителя сообщил на землю, что в просвет облаков видит цель -- легкомоторный самолет типа нашего «Як-12» белого цвета с голубой полосой по борту. Однако сразу после установления визуального контакта самолетик нырнул вниз, на высоту 20 - 30 метров, и исчез не только из поля зрения пилота-перехватчика, но и с экранов радаров.

А через пять минут те же радары в том же районе засекли еще одну цель, правда, следующую другим курсом и на другой высоте. Проще всего было предположить, что это и есть тот самый самолет-хулиган. Что диспетчеры и сделали. А поскольку новая цель устойчиво идентифицировалась как «я -- свой», то недавнее происшествие было тут же списано на несовершенство техники. Тревогу отменили, перехватчики были возвращены на землю, а информация об инциденте надежно спрятана в недрах родной в/ч. До поры.

Между тем Cessna продолжала свой воздушный бросок на юго-восток и к трем часам пополудни уже пролетала над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как «случайность». В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным.
Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако поскольку полеты были учебные, а летчики -- вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы «чужими». Увидев на экране радара огромное количество «чужих», руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код «я -- свой». Такой прием часто практиковался у наших военных, хотя и не афишировался. В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял.

Так Cessna летела еще километров двести, пока опять не пропала с экранов радаров в районе города Старая Русса. По предположению журналистов из немецкой газеты Bunte, здесь Руст сделал промежуточную посадку. Действительно, если разделить общую длину маршрута, по которому летел Руст, а это примерно тысяча километров, на время полета (около семи часов), то получится, что самолет летел со средней скоростью 140 км/час, в то время как крейсерская скорость Cessna-172R составляет 220 км/час. Косвенно подтверждает гипотезу о промежуточной посадке тот факт, что вылетавший из Мальами в джинсах и зеленой рубашке Руст прилетел в Москву в красном комбинезоне. Если вы считаете, что он мог переодеться по дороге, то попробуйте проделать подобное, сидя за рулем легкового автомобиля. Могу вас уверить: кабина Cessna не намного просторнее.

Когда спустя час самолет вновь показался на экранах радаров ПВО в районе озера Селигер, он вновь не имел никакого кода. Однако вместе с ним на экранах появились еще семь неопознанных целей. Все они, включая и Cessna, двигались в направлении движения ветра и с его скоростью и были идентифицированы дежурной сменой как «неизвестные метеообразования».

Дальше на пути у «метеообразования» лежал Торжок. Тут самолет Руста был легализован вторично и окончательно. И снова помог случай. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель «МиГ-25» и дальний ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М», и теперь воздух над районом аварии просто кишел поисковыми вертолетами. Совершенно случайно над этим же местом пролетела и Cessna Руста. А поскольку скорость движения и высота Cessna почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых вертолетов, то диспетчеры посчитали его как еще одну поисковую «вертушку» и оставили в покое.

Так что в зону ответственности ПВО Московского округа Руст влетел уже как нарушивший режим полета московский вертолет. Оперативный дежурный Центрального командного пункта, понадеявшись на то, что в Московском округе сами разберутся со своим нарушителем, дал приказ снять цель с оповещения.

И еще одна случайность-совпадение. Вообще этот день был просто напичкан счастливыми для немецкого пилота совпадениями. Когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то сверху (кто - так и осталось невыясненным) дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления (АСУ) ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто «по умолчанию», как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже так же неизвестное лицо «сверху» на двадцать минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это двадцатиминутное окно Матиас Руст в 19.38 и влетел в столицу.

На этом кончается детектив и начинается анекдот.
Как утверждал на процессе сам пилот, первоначально он хотел посадить самолет в самом Кремле, но, убедившись, что на его территории нет подходящей площадки, решил посадить его прямо перед Покровским собором. Однако площадь была заполнена народом, и Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошел над головами гуляющих, помахивая крыльями. В ответ на это гуляющие махали ему руками и дружески улыбались.

В этот же день, только чуть раньше, над Красной площадью летал вертолет, производивший фотосъемку. Поэтому, когда дежурному по отделу охраны Красной площади майору Токареву позвонили и спросили: «Кто там у тебя летает?» -- он спокойно ответил: «Да это съемки идут», а когда с ним связался постовой Косоруков и сообщил, что над площадью летает самолет, лишь лениво возразил: «Ты смотри, чтобы коровы по площади не ходили, а самолет -- хер с ним!»

Только с третьей попытки Матиасу Русту удалось-таки посадить самолет в начале Москворецкого моста и вырулить к Васильевскому спуску. На место происшествия тут же прибыл замначальника московской милиции Н.С. Мыриков. Прямо с площади он по рации связался с шефом, генерал-лейтенантом Богдановым, и доложил: «Товарищ генерал! На Красной площади сел немецкий самолет», в ответ на что Богданов лишь матюкнулся и прервал связь. Зато замначальника ГАИ Москвы полковник Панков приехал сразу: «Надо ехать. Когда «Россия» горела, я тоже ведь сразу не поверил». Богданов приехал сразу за ним. А еще минут через двадцать туда же приехали «люди в сером» и увезли смущенно улыбающегося летчика на Лубянку.

Политическое руководство страны воспользовалось инцидентом с Рустом по полной программе: уже через несколько дней лишились своих постов давно не устраивавшие Горбачева министр обороны СССР маршал Сергей Леонидович Соколов, отправлен на пенсию главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов, перевернут практически весь Генштаб. Многие офицеры были уволены практически «ни за что», так, например, сам Соколов во время полета Руста находился в Берлине на консультативном совещании государств Варшавского договора и никак не мог отвечать за произошедший инцидент. Приходится признать, что западногерманский пилот вольно или невольно, но очень помог советским властям в борьбе с мощным военным лобби.

Версии о мотивах Руста
Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку.
Многие представители Советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб.

В советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил.
Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года, за несколько дней до событий получил выговор, но должность свою сохранил.
Правда, с новой кандидатурой глава СССР не угадал: пришедший на смену Соколову Дмитрий Язов впоследствии предал Президента и принял активное участие в путче.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для Советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»

А в народе перелет отразился целой серией анекдотов. Красная площадь мигом получила второе название -- Шереметьево-3. Не в последней степени этому способствовало то, что в скором времени после посадки Руста на ней было запрещено курение и выставлены соответствующие знаки. Говорили, что полет состоялся в рамках ширящегося в ФРГ движения «Свободу маршалу Соколову!» По Москве поползли слухи о том, что в ГУМе возле фонтана выставили милицейский пост, чтобы не всплыла американская подводная лодка..

Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал Руста «нахальным аэрокурёнком»:
Нахальный аэрокуренок
чуть Кремль не сшиб -
все оттого,
что был прошляплен он спросонок
коалами из ПВО.

А Юлий Ким написал песню "Кадриль для Матиаса Руста" :

Здравствуй, киндер дорогой,
Гость, никем не чаемый,
В нашей склоке мировой
Голубок отчаянный!

Прилетел, настрекотал,
Крылышки расправил,
Агромадный арсенал
Сходу обесславил!

Ждать не может человек
Череду столетий:
- Надоел двадцатый век,
Хочу тридцать третий.

Где ни пушек, ни границ,
Ни плохой погоды,
Где не меньше, чем у птиц,
У людей свободы!

Генералы ПВО,
Вам навек спасибо:
Не убили вы его,
А ведь как могли бы!

Молодец Матюша Руст,
Пошутил по-русски:
И смышленный, и не трус,
И сидит в кутузке!

Партия, правительство,
Есть такое мненье:
Отпустите вы его
В виде исключенья.
Это будет торжество
Нового мышения!

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к 4 годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

Матиас Руст в суде.

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев.
В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Вроде бы пытался вести бизнес по торговле обувью, но прогорел. Долгое время жил на Тринидаде.
В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера - из универмага в Гамбурге он украл кашемировый свитер за $81 и заплатил штраф в 4 с половиной тысячи долларов.
По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena).
Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер.
Мемуары Руста будут опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.

Спустя 20 лет в 2007 году Руст объяснил свои мотивы следующим образом:
Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом.
В 2012 году он признал свой полёт безответственным, заявив следующее:
Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня... Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок.

Самолётом Руста до 2008-го года владел богатый японский бизнесмен. Он держал самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет.
В 2008-м году самолет был куплен Немецким техническим музеем, где выставляется в фойе.

Утром 28 мая 1987 года немецкий авиатор-любитель Матиас Руст взлетел на моноплане Cessna 172R с аэродрома возле Хельсинки, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.

В 13.10, получив разрешение, Руст поднял свою машину в воздух и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета он доложил диспетчеру, что на борту у него порядок, и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный

маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета.

На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки — Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат города Кохтла-Ярве с его дымами, которые были видны за сто километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Руст лег на «боевой курс».

Примерный маршрут Руста из Гамбурга в Москву

Wikipedia/Europe_laea_location_map.svg: Alexrk2/CC BY-SA 3.0

Замеченный на подлете нарушитель государственной границы СССР следовал по международной воздушной трассе. Информация о нем была выдана на КП радиотехнического батальона в эстонском городке Тапа, 4-й радиотехнической бригады и Разведывательного информационного центра 14-й дивизии. Фактически информация о цели уже с 14.31 была отображена на экранах автоматизированных рабочих мест дежурного боевого расчета КП дивизии.

Оперативный дежурный КП бригады майор Криницкий не стал сразу объявлять цель нарушителем госграницы и продолжил уточнение характеристик объекта и его принадлежность, пока Руст не вышел из зон видимости РЛС бригады. Заместитель дежурного

майор Черных, согласно донесению, зная реальную обстановку и то, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, «действовал безответственно»

и присвоил ей номер только в 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец не потребовал четких докладов и уточнения типа и характера цели, «нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение», а также порядок принятия решения о взлете дежурных экипажей для опознавания цели.

По сути, было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию «наверх» не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее десяти легкомоторных самолетов самой разной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания.

В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й дивизии ПВО принял решение о присвоении нарушителю «боевого номера» 8255, о выдаче информации «наверх» и объявлении готовности №1.

Только в 14.45 о движении сообщили на вышестоящий КП 6-й отдельной армии ПВО.

«Таким образом, по вине КП 14-й дивизии ПВО было потеряно 16 минут времени, а главное — исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР», — утверждается в донесении.

При этом дежурный КП 656-го истребительного авиационного полка в городе Тапа лейтенант Филатов еще в 14.33 привел в готовность №1 дежурные истребители, неоднократно запрашивая разрешение на их подъем, однако в дивизии дали добро только в 14.47.

Самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.30 по маршруту полета Cessna 172R погода резко ухудшилась. Руст принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла станции Дно.

28 мая 1987 года в 18.15 гражданский самолет Cessna беспрепятственно прилетел из Германии на Красную площадь в сердце Советского Союза. В кабине: Матиас Руст из Гамбурга

Picture Alliance

Цель фактически уже проходила зону сплошного дежурного радиолокационного поля на малых высотах и зоны поражения дежурных зенитных ракетных дивизионов. Было упущено драгоценное для перехвата время.

Позже командование расценило промедление расчетов 14-й дивизии как «ничем не объяснимые, кроме как полной безответственностью, граничащей с преступлением».

Прибывшему на КП в 14.53 командиру 14-й дивизии было доложено, что для уточнения типа цели в районе коридора №1 трассы Хельсинки — Москва был поднят истребитель. О том, что цель была обнаружена еще вблизи госграницы над Финским заливом, дежурный офицер умолчал.

Оперативный дежурный на КП 6-й армии полковник Воронков, получив информацию о цели, спустя минуту — в 14.46 — привел в готовность №1 дежурные силы 54-го корпуса ПВО и разрешил наконец подъем дежурной пары истребителей 656-го полка в воздух с задачей одному из них перекрыть границу, другому — опознать нарушителя режима полетов.

Спустя еще пять минут на КП армии прибыл ее командующий — генерал Герман Кромин, который взял на себя руководство дежурными силами. Он привел в готовность №1 все соединения и части 54-го корпуса ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й гвардейской бригады в Керстово, находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет.

Поднятый в воздух МиГ-23 старшего лейтенанта Пучнина до 15.00 ждал, пока начальник смены Регионального центра единой системы управления воздушным движением зоны ответственности ВВС Ленинградского военного округа полковник Тимошин даст разрешение на вход в район воздушного пространства.

Только в 15.23 при управлении с пункта наведения 54-го корпуса ПВО летчик был подведен к цели для ее опознавания. подлетал к цели на высоте 2 тыс. м в условиях 10-балльной облачности с нижней кромкой 500-600 и верхней 2,5-2,9 тыс. м. Руст шел почти на 1,5 км ниже, прямо под облаками — на высоте 600 м.

При первом заходе Пучнин цель не обнаружил. При повторном заходе уже на высоте 600 м летчик визуально обнаружил цель ниже себя на 30-50 м и в 15.28 передал на пункт наведения ее характеристику: «Легкомоторный самолет белого цвета типа Як-12».

О типе цели было доложено командованию 6-й армии, однако там не приняли никакого решения, одобрив увод истребителя. При этом у «МиГа» оставалось топливо для еще одного захода и более точного опознавания цели и, главное, определения ее государственной принадлежности.

Пролет между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной

Picture Alliance

«Сигнал «Ковер» (требование немедленной посадки. — «Газета.Ru») объявлен не был», — подчеркивается в официальных документах.

В ходе следствия Русту задавали вопрос о том, видели ли он истребитель. Немец подтвердил и говорил, что даже поприветствовал советского летчика, но никаких ответных сигналов не получил. Радиостанция самолета Cessna 172R была выключена.

Доклад пилота МиГ-23 остался без внимания, так как посчитали, что обнаруженный самолет принадлежит одному из местных аэроклубов, где в это время шли плановые полеты.

В это время уже почти в течение двух часов продолжались спасательные поиски Руста финской стороной. В связи с неожиданным исчезновением с экрана диспетчерского радара аэропорта отметки от взлетевшего самолета диспетчер попытался связаться с Матиасом Рустом. После нескольких безуспешных попыток самолет был объявлен терпящим бедствие, а в предполагаемый район падения направлены спасатели.

Поиски продолжались несколько часов. Позже с Руста взыщут около $100 тыс. за «оказанные услуги».

В 15.31 с аэродрома Тапа был поднят второй истребитель. Повторился прежний порядок наведения с задержкой перед зоной ответственности ВВС Ленинградского военного округа. Только в 15.58 на высоте 1,5 тыс. м советский летчик оказался в районе цели, но визуально ее не обнаружил и вернулся на аэродром базирования без результата. К тому моменту советские радары потеряли слабый сигнал от низколетящего одномоторного самолета Руста и переключились на сопровождение напоминавших его отражений от метеообразований.

Здесь требуются некоторые пояснения. В середине 70-х, когда на вооружение РТВ ПВО начали поступать мощные высокопотенциальные локаторы, уже в ходе их полигонных испытаний стали обнаруживаться отметки с параметрами движения, соизмеримыми с характеристиками легкомоторных самолетов. Их шутливо окрестили эхо-ангелами. Это явление вызвало серьезные трудности при автоматизированной обработке информации. Если даже оператор их плохо различает, как научить «автомат» работать без ошибок?

В ходе серьезных исследований и массы экспериментов было установлено, что РЛС за счет высокого излучающего потенциала могут наблюдать специфические метеорологические объекты. Это явление характерно для весеннего периода в средних широтах и при движении мощного теплого фронта. Кроме того, очень похожий эффект создает сезонная миграция плотных стай птиц. Операторам РЛС требовалась помощь в распознавании объектов такого класса. Для органов управления Войск ПВО были разработаны подробные методики и инструкции.

Произошедшие в определенный момент значительные изменения параметров цели в течение всего лишь одной минуты не насторожили расчет и остались без должного внимания. Операторам явно не хватило квалификации. Кроме того, утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО — 14-й дивизии и 54-го корпуса, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль.

Поднявшиеся в дальнейшем последовательно в 15.54 и 16.25 истребители с аэродрома Лодейное Поле в Ленобласти заходили уже на ложные цели.

В это время по маршруту Руста теплый воздушный фронт передвигался на юго-восток. Наблюдалась сплошная облачность, местами дожди, нижний край облаков — 200-400 м, верхний край — 2,5-3 тыс. м. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно.

Лишь в 16.30 командующий 6-й армии лично информировал о сложившейся ситуации дежурного на КП Московского округа ПВО, сделав вывод, что цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц. При этом в действующих методиках и инструкциях содержались необходимые сведения о том, какие виды птиц и в какое время суток могут летать в тумане и облаках, а также при каких обстоятельствах плотная стая может изменить направление полета.

После получения сведений от 6-й армии Московским округом ПВО в 16.32 были включены РЛС 2266-го радиотехнического батальона в городе Старая Русса Новгородской области, а в готовность №1 переведены дежурные экипажи на тверских аэродромах Андреаполь и Хотилово. Подъем двух истребителей оттуда к обнаружению цели не привел: летчиков продолжали наводить на призрачные метеообразования.


В суде Матиас Руст должен был отвечать за нарушение советской государственной границы, нарушение международных правил полетов и тяжкое хулиганство

Picture Alliance

Как выяснилось позже, потерянный самолет-нарушитель в 16.16 был обнаружен дежурной РЛС 1074-й отдельной радиолокационной роты 3-й радиотехнической бригады 2-го корпуса ПВО в Тверской области. Данные цели до 16.47 в автоматическом режиме выдавались на КП вышестоящего радиотехнического батальона.

На КП 2-го корпуса ПВО на специальной аппаратуре «Протон-2» позже нашлись данные проводки самолета-нарушителя с 16.18 до 16.28, однако из-за низкой подготовленности соответствующих расчетов информация не была использована.

Матиас в это время находился в 40 км западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа.

В воздухе столкнулись два самолета — Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе города Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Руста отождествили с вертолетом, поэтому никакого беспокойства он на этом участке полета ни у кого не вызвал.

Воздушная обстановка в зоне обнаружения следующего подразделения, куда вошел самолет Матиаса, была тоже напряженной. Здесь боролись с пресловутыми долгоживущими метеорологическими объектами. Они наблюдались на экранах индикаторов РЛС уже в течение 40 минут (причем по нескольку одновременно). Все объекты двигались на юго-восток. Здесь Руст вновь попал «под амнистию» — был снят с сопровождения как метеорологический объект. Это случилось уже на выходе из зоны обнаружения подразделения.

Тем не менее на командном пункте заметили курсовое отличие этой трассы от ранее сбрасываемых с сопровождения воздушных объектов. В 16.48 решением командира 2-го корпуса ПВО были подняты два дежурных истребителя с аэродрома Ржев с задачей — поиск самолетов малой авиации или других летательных аппаратов юго-восточнее города Старица. Поиск результатов не дал.

К 17.36 на КП Московского округа ПВО появился заместитель командующего МО ПВО генерал-лейтенант Бражников, который, оценив обстановку, в течение нескольких минут поставил задачу на приведение в готовность №1 дежурных сил зенитных ракетных войск 2-го корпуса ПВО и приказал искать цель радиолокаторами подсвета цели комплексов С-200. Это тоже не принесло результатов, так как к этому времени Руст прошел границу ответственности вышеназванного корпуса. Задачи прикрывающей Москву 1-й армии ПВО особого назначения поставлены не были.

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия гражданских радаров Московского аэроузла. В плане самолет не значился, осуществлял полет с нарушениями правил, связи с экипажем не было. Это серьезно угрожало безопасности воздушного движения в Московской авиационной зоне. До выяснения ситуации администрация прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданские специалисты сами разберутся с нарушителем режима полетов.

Когда же обнаружилось, что нарушитель уже над городской застройкой Москвы, где полеты вообще запрещены, предпринимать что-либо было поздно.

В 18.30 самолет Руста появился над Ходынским полем и продолжил полет к центру города. Решив, что приземлиться на Ивановской площади Кремля невозможно, Матиас предпринял три безуспешные попытки приземлиться на Красной площади. Размеры последней позволяли это сделать, но на брусчатке находилось много людей.

После этого немец принял рискованное решение — приземлиться на Москворецком мосту. Развернувшись над гостиницей «Россия», он начал снижение над улицей Большая Ордынка, включив посадочные огни. Постовой службы во избежание аварии на мосту включил красный свет светофора.

Посадку Руст выполнил мастерски, если учесть, что ему пришлось снайперски попасть в область между растяжками контактной троллейбусной сети.

Это произошло в 18.55. Подрулив к Покровскому собору и выключив двигатель, Матиас вышел из самолета в новеньком красном комбинезоне, поставил колодки под шасси и начал раздавать автографы.

Cessna на краю Красной площади

Picture Alliance

Уже на первом этапе начали проявляться последствия реформы — расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны между военными округами в 1978 году.

Войска противовоздушной обороны СССР во второй половине 70-х развивались настолько активными темпами, что на Западе признавали их превосходство над подобными системами других стран мира.

Завершалось переоснащение Войск ПВО на новейшие по тем временам вооружение и военную технику. Система ПВО страны в этот период представляла собой единый автоматизированный организационно-технический комплекс, который находился в постоянной боевой готовности и непрерывно совершенствовался.

Воздушные рубежи СССР в годы «холодной войны» постоянно подвергались проверкам на прочность. Кстати,

еще в середине 70-х настоящим бичом системы ПВО СССР в Северо-Западном регионе стали нарушения госграницы легкомоторными самолетами (типа Cessna, Beechcraft, Piperи др.) со стороны Финляндии.

Как правило, причиной таких инцидентов была потеря ориентировки летчиками-любителями.

Однако этим дело не обходилось. 20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова госграницу пересек пассажирский самолет Воеing 707 южнокорейской авиакомпании KAL. После безуспешных попыток принудить самолет к посадке командующий 10-й армией ПВО принял решение применить оружие. Истребитель ПВО Су-15 открыл огонь на поражение и повредил левую консоль крыла лайнера. Тот совершил вынужденную посадку на лед озера Колпиярви в районе города Кемь. Погибли два пассажира, несколько человек получили ранения. Действия командования ПВО впоследствии были признаны правильными, а все участники перехвата представлены к государственным наградам.

К тому времени влиятельная группа высших руководителей замыслила реформу ПВО СССР, которая предусматривала передачу большей, лучшей и наиболее боеспособной части Войск ПВО в состав приграничных военных округов. Решительно против этого выступал главнокомандующий Войсками ПВО страны маршал Советского Союза Павел Батицкий.

Летом 1978 года вредное решение было принято. Корпуса и дивизии ПВО отдавались в распоряжение административно-хозяйственных структур, каковыми на практике были военные округа. Реформа проходила в неоправданной суете. Через несколько лет было все-таки принято решение вернуть войска в исходное состояние, но ущерб в ПВО вспоминают до сих пор.

Тем временем напряженность в сфере охраны госграницы не спадала. Только на Дальнем Востоке в начале 80-х операторы радиотехнических войск сопровождали на экранах PЛC вблизи границ более трех тысяч воздушных объектов ежегодно.


Матиас Руст участвует в ток-шоу, 2012 год

Picture Аlliance/Jazzarchiv

Офицеры ПВО стали заложниками принятых решений политического характера. И процедура принуждения к посадке таких нарушителей госграницы однозначно не определена до сих пор.

Во время подлета Руста к территории СССР был нарушен и «святой принцип границы» — немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации. Однако вместо рационального анализа случившегося провала начался поиск виновных, которые обнаружились почти сразу.

Руководством страны были сняты со своих постов три маршала Советского Союза и около трехсот генералов и офицеров. Такого кадрового погрома армия не знала буквально с 1937 года.

В итоге к руководству Вооруженных сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам.

28 мая в Советском Союзе отмечался День пограничника. В 1987 году этот праздник у советских пограничников оказался безнадёжно испорчен — в центре Москвы, у храма Василия Блаженного, приземлился иностранный самолёт.

Легкомоторный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним немцем Матиасом Рустом , на историю Советского Союза оказал огромное влияние.

Посадка на Красной площади стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главкома ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва , а также для масштабной «чистки» в рядах советских военных, которая, по мнению иностранных экспертов, была сопоставима лишь с «чисткой» времён «большого террора» конца 1930-х.

Даже 28 лет спустя нет единого мнения о том, являлся ли полёт Руста выходкой юнца-одиночки или тщательно продуманной операцией спецслужб.

Сам Руст и спустя годы настаивал — это была миссия мира. Вдохновлённый потеплением в отношениях между Западом и Востоком, молодой человек решил построить «воздушный мост», прилетев в Москву и приземлившись в самом центре Страны Советов.

Пропавший над Балтикой

Лицензию пилота Руст получил в 1986 году в аэроклубе Гамбурга. В том же аэроклубе в мае 1987 года немец арендовал «Сессну-172», а также получил подробные карты, необходимые для перелёта. Как утверждает Руст, о своих истинных намерениях он никого не информировал.

Стартовав 13 мая из аэропорта города Итерзен, Руст через Шетландские острова и Фареры 15 мая добрался до Исландии. 22 мая немец вылетел в норвежский Берген, оттуда 25 мая — в финский Хельсинки.

В столице Финляндии он принял окончательно решение лететь в Москву.

Утром 28 мая, заправив «Сессну», Руст вылетел с аэродрома, заявив в качестве цели Стокгольм. Сотрудники аэродрома обратили внимание, что «Сессна» не просто заправлена под завязку, но в салоне также установлены дополнительные топливные баки. Полёт в Стокгольм явно не требовал такого количества горючего. Тем не менее Русту разрешили вылет.

«Сессна» взлетела в 12:21, и через двадцать минут самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо.

Исчезновение «Сессны» финские диспетчеры расценили как возможную аварию, подняв по тревоге спасательные службы.

«Сессну» вели от самой границы

Спасатели обнаружили в море маслянистое пятно, которое позволяло сделать вывод — произошла катастрофа. Откуда взялось пятно, не ясно и по сей день. Впоследствии, когда стало известно, куда на самом деле улетел самолёт Руста, финны выставили ему счёт на 100 тысяч долларов за работу спасателей. Правда, когда в мире поднялся большой шум вокруг полёта, иск отозвали.

«Сессна» Матиаса Руста в этот момент пересекла советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взяла курс на Москву. Пилот ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожной ветке Ржев - Москва.

Сразу после полёта Руста появился устойчивый миф о том, что военные, отмечавшие День пограничника, самолёт-нарушитель, что называется, «прохлопали». На самом деле это не так.

В 14:10 «Сессна» была обнаружена радиотехническими средствами подразделений ПВО. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение они не получили.

Позднее самолёт Руста также был визуально обнаружен в районе города Гдов советскими истребителями, которые определили его как «спортивный самолёт типа Як-12».

«Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, и сопровождать легкомоторный самолёт истребители были не в состоянии. Поэтому, облетев вокруг нарушителя, они вернулись на базу.

Сбивать — нельзя, посадить — не получается

Прочно закрепившаяся у многих картина беспомощности советских военных перед Матиасом Рустом совершенно неверна. Действительно, система противовоздушной обороны выстраивается с прицелом на куда более серьёзные и опасные цели, чем легкомоторный самолёт.

Тем не менее «Сессну» засекли и могли уничтожить. Однако распоряжения на подобные действия из Москвы не поступило.

В первую очередь, потому, что над СССР довлела история с уничтожением 1 сентября 1983 года пассажирского южнокорейского «Боинга». И хотя в той истории, по большому счёту, за советской стороной не было никакой вины, в Кремле ни в коем случае не хотели повторения подобного инцидента.

К тому же доклад лётчиков подтверждал — речь идёт о легкомоторном гражданском самолёте, а сбивать гражданские самолёты советские военные не имели права. Собственно, так же было и в случае с южнокорейским «Боингом», поскольку он был ошибочно опознан как американский самолёт-разведчик.

Конвенция о международной авиации, также известная как «Чикагская конвенция», предписывает при нарушении воздушного пространства стран легкомоторными спортивными самолётами не сбивать их, а принуждать к посадке. Посадить Руста при помощи боевых истребителей не представлялось возможным по описанным выше причинам, а другого способа военные оперативно не нашли.

Мост имени Руста

Таким образом, «Сессна» в 18:30 благополучно долетела до Москвы. Как рассказывал сам Руст, он хотел сесть в Кремле или на Красной площади, так как других мест в Москве просто не знал. Но в Кремле для посадки не было условий, а на Красной площади было много людей.

В итоге пилот, зайдя со стороны Большой Ордынки, сел на Большой Москворецкий мост, который с полным основанием можно с той поры именовать Рустов мост, и накатом доехал до храма Василия Блаженного.

Вокруг самолёта скопились любопытные. Руст выбрался из кабины, стал общаться с людьми. Среди москвичей и гостей столицы нашёлся школьник с отличным знанием иностранного языка, который и служил переводчиком. У немецкого пилота стали брать автографы.

Удивительно, но в первые минуты среди тех, кто окружил Руста, не было сотрудников спецслужб. Лишь дежурный милиционер поинтересовался наличием у лётчика визы и, узнав, что её нет, оставил немца в покое.

Пока Матиас Руст рассказывал москвичам о своём желании поговорить с Горбачёвым, появились военные, которые оцепили самолёт, однако жёстких действий не предпринимали. Лишь около 20:00 трое людей в штатском предложили Русту пройти для дачи объяснений.

Позднее лётчик рассказывал, что допрашивали его где-то неподалёку от Красной площади. Это неудивительно — москвичи знают, что комплекс зданий Комитета государственной безопасности находится от Кремля в пешей доступности.

Лефортовское гостеприимство

Общались с Рустом вежливо, интересовались, кто организовывал полёт и какие у него были цели. Немец настаивал — он за мир и дружбу, прилетел высказать свою поддержку Горбачёву.

Горбачёва он действительно поддержал — благодаря его полёту советский лидер нанёс мощный удар по позициям военных, критически оценивавших проводимую им политику.

Но встречаться с Рустом Горбачёв не захотел. Не оправдались и надежды немца на то, что его пожурят и отпустят. Ему предъявили обвинение в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении границы. 4 сентября 1987 года Матиас Руст был приговорён к 4 годам лишения свободы.

На самом деле в следственном изоляторе «Лефортово» Руст провёл всего 432 дня. Хотя относились к нему корректно, немец пребывал в подавленном состоянии. И напрасно — советская тюрьма выглядела куда более приятной альтернативой, нежели ракета «земля-воздух», которая вполне могла «навестить» Руста во время полёта.

Летом 1988 года знаменитый глава МИД СССР, а в ту пору председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Руста. 3 августа 1988 года лётчик вернулся в ФРГ, где на какое-то время стал весьма популярной личностью.

Открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина ФРГ Матиаса Руста, 19-летнего лётчика-любителя, который обвиняется в нарушении правил международных полётов и в злостном хулиганстве. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

«Это был безответственный поступок»

Впрочем, продолжалось это не слишком долго. О Русте снова вспомнили осенью 1989 года, когда он попал под суд уже в Германии. Он проходил альтернативную службу в госпитале, где ударил ножом медсестру, не разделившую его любовных чувств. В 1991 году немецкий суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам — то есть к такому же сроку, как и ранее суд советский. Как и в СССР, в Германии к нему проявили снисхождение, выпустив на свободу после 15 месяцев заключения.

Затем Руст путешествовал по миру, женился на индианке, обращался в индуизм, разочаровывался и в жене, и в религии, возвращался домой, где снова оказался под судом — в 2001 году его поймали на краже свитера в универмаге.

Кажется, что воспоминания о полёте в Москву стали для него главным делом жизни. Он охотно встречается с журналистами, рассказывая о нём, к его 25-летию в 2012 году даже выпустил мемуары.

Тогда же, в 2012 году, журнал «Штерн» опубликовал мнение 44-летнего Матиаса Руста о своём поступке, совершённом в мае 1987 года: «Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».