Г. Могилев. Крестовоздвиженский собор и храм во имя Свв. Мчч. Бориса и Глеба (1840). Церкви и храмы в могилеве и могилевской области Церкви и храмы могилева

Мы предлагаем вам краткое описание основных достопримечательностей Могилёва, которое поможет спланировать путешествие в этот замечательный город.

Интересна и несколько трагична судьба этого обычного райцентра Белоруссии. Когда-то, он мог стать столицей Белоруссии... В этом городе встречались российская императрица Екатерина ІІ и австрийский император Иосиф ІІ... Могилёв был под властью трех корон и пережил все три...

К сожалению, время не пожалело многих памятников истории Могилева, которые могли бы насчитывать сегодня и 500, и более лет. Многое восстановлено недавно. Многое предстоит восстановить. Но и сегодняшний Могилев , с его доминирующей архитектурой ХХ века, весьма привлекательный город.

История Могилёва

Согласно летописным хроникам, Могилев младше Москвы всего на какое-то столетие. Дата основания города достаточно условна: год 1267 является, по сути, лишь годом первого письменного упоминания о нем. Но поселения людей на этом месте, в виде небольших деревень, археологи датируют еще более ранним периодом.

С Могилевом связаны некоторые важные события восточноевропейской истории. В 1618 году в городе произошло народное восстание против экспансии Греко-католической церкви. Здесь состоялось одно из сражений войны 1812 года (битва под Солтановкой). С 1915 по 1917 год под Могилевом находилась Ставка Верховного главнокомандующего, а после образования СССР Могилев дважды рассматривался как возможная столица Белоруссии.

Могилев попеременно находился под властью Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской Империи. Польско-литовский период истории города наиболее ярко отразился на его архитектуре и внешнем облике. До Второй Мировой войны здесь было много хорошо узнаваемых католических строений, выполненных в характерном готическом стиле. Но вторжение немецких войск и битвы за Могилев (как 1941 года, так и 1944-го) основательно подорвали городской исторический фонд.

По оценкам специалистов, в Могилеве было безвозвратно потеряно порядка двух третей от общего числа памятников истории и архитектуры. Кроме того, историчность города пострадала и в послевоенный период: «благодаря» ряду абсолютно непродуманных решений было снесено много оставшихся зданий и сооружений XVII-XIX веков.

Могилёв. Улица Ленинская.

Таким образом, нынешний Могилев можно считать практически новым молодым городом, в котором «сталинский ампир» соседствует с современными монолитными зданиями и панельными постройками «эпохи развитого социализма». Памятники Средневековья и даже Нового Времени представлены здесь весьма скупо: дом купца Антошкевича (1698) на Ленинской улице, католический Собор Успения Девы Марии и Святого Станислава (1752), а также включенный в реестр ЮНЕСКО Свято-Никольский женский монастырь (1672), Мемориальная арка (1780) и некоторые другие.

Хотелось бы упомянуть и про Костел Святого Казимира, построенный еще в 1604 году, но он находится в настолько плачевном состоянии, что даже отдаленно не напоминает того памятника архитектуры, каким он был в начале ХХ века. Долгое время в помещении костела располагались складские помещения, с него снесли купол и часть пристроек, а внутреннее убранство было расхищено и уничтожено.

Дом купца Антошкевича в Могилёве.

Ратуша в Могилеве

Особого упоминания заслуживает городская Ратуша Могилева. Возведена она была еще в 1578 году, когда городу было даровано малое магдебургское право. Но, так как данное строение было деревянным, то огонь часто уничтожал здание. Поэтому через сто лет было начато строительство каменной Ратуши, которое было полностью завершено в 1698 году.

В 1733 году в ней был проведен большой ремонт после очередного крупного пожара, а в 1780 году со смотровой площадки Ратуши городом любовались императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II.

Здание Ратуши было сильно повреждено во время Великой Отечественной войны. После войны было принято решение о восстановлении Ратуши, но начало работ затянулось. С 1952 года зданию ратуши был присвоен статус памятника архитектуры, а в 1957 году, вопреки активному противодействию энтузиастов и профессионалов, здание ратуши было взорвано.

Повторное решение о восстановлении было принято лишь в 1992 году, а реальные работы начались только через 15 лет. Но отстроена Ратуша была всего лишь за один год: в 2008 состоялось ее торжественное открытие.

На первом этаже нового здания размещены экспозиционные залы по истории Могилевщины, на втором – расположены помещения горисполкома, что соответствует изначальному предназначению здания, а на третьем – служебные помещения музея. Украшением башни Ратуши служат часы с полутораметровым диаметром циферблата.

Ратуша расположена на территории другой могилевской достопримечательности – Советской площади. Значимость этого места точно такая же, как и у Красной площади в Москве. Говоря иными словами – исторический и административный центр Могилева. Площадь появилась в XVI веке в месте впадения реки Дубровенка в Днепр. Место было выбрано традиционное – высокий холм. Изначально площадь называлась Торговой. На ней размещались торговые ряды, лавки, корчмы и другие подобные заведения.

Позже, с момента присоединения края к Российской Империи, коммерческая значимость площади существенно сузилась, а на месте трактиров и торговых палат стали возводиться административные и общественные здания. С тех пор площадь стала именоваться Губернаторской. А нынешнее название она получила в 1919 году.

Советская площадь Могилёва. Справа - Ратуша.

Приехав в Могилев, стоит посетить Могилевский областной краеведческий музей, который был открыт в 1867 году. Сегодня в фондах музея находится более 300 тысяч экспонатов. Его постоянная экспозиция включает четыре основных раздела: «Природа края», «Археология и древнейшая история», «История досоветского времени», «Советский период».

До 1941 года фонды музея регулярно пополнялись в результате археологических раскопок и пожертвований горожан, но в период Великой Отечественной войны он также сильно пострадал, лишившись многих экземпляров своих коллекций. Значительная часть нынешнего собрания музея – экспонаты, переданные в дар музею после войны.

Церкви и храмы Могилева

Главным культовым сооружением города и области считается кафедральный Собор Трех Святителей. К памятникам истории его можно отнести с большой натяжкой, так как его строительство началось лишь в 1903 году, а закончилось в канун Первой Мировой войны, но за какое-то столетие собор пережил и период полного забвения, и восстановления в своем статусе.

Интересная особенность Храма – возможность попасть внутрь него с трёх разных сторон. Каждая из сторон носит имя одного из христианских святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого.

Храм был построен в форме креста и увенчан семью куполами. Во время войны собор часто посещал Николай II с семьей. Многие считают просто чудом, что строение не было снесено после Октябрьской революции и уцелело во Вторую Мировую войну.

Но в 1961 году, благодаря «рвению» партийных чиновников, была снесена колокольня, демонтированы купола и кресты. По указанию «верхов» Храм был закрыт, а помещения отданы клубу завода «Строммашина».

Только лишь через 28 лет, во время перестройки, Храм был возвращён верующим и произведены его реконструкция и капитальный ремонт. Главными святынями Храма являются икона святителя Николая с частицами мощей и список чудотворной иконы Божией Матери «Могилевско-Братская».

Аналогична судьба и у Борисо-Глебской церкви, построенной еще в XIX веке. Церковь является одной из двух составных частей храмового комплекса. Главный храм, Крестовоздвиженский собор, был возведен благодаря пожертвованиям жителей Могилевщины. Свою историю он «отсчитывает» с самого начала XVII века. Но без сомнения он несколько старше. Все дело в том, что к 1634 году относится первое упоминание об этом, пока еще деревянном, культовом сооружении в связи с передачей его православной общине. На протяжении следующих 300 лет Храм пережил войны, пожары, разрушения и ряд реконструкций.

Незадолго до Великой Отечественной войны Храм был закрыт. Во время немецкой оккупации Храм был открыт и в нем возобновились службы. Затем, в период освобождения Белоруссии, он сильно пострадал от бомбардировок. После войны службы в нем уже не прекращались, но средств на реконструкцию выделялось крайне мало. Прежних гонений на церковь уже не было, но в обществе господствовала антирелигиозная пропаганда, и Храм постепенно приходил в упадок.

Своеобразное второе рождение Храма произошло только в 70-х годах. В эти годы начали выделяться средства из республиканского бюджета и активизировались прихожане. На сегодняшний день это один из красивейших храмовых соборов Белоруссии и обязательный пункт всех экскурсий.

Достопримечательности Могилёва

Наряду с памятниками старины в Могилеве достаточно достопримечательностей появившихся только в прошлом веке. Это городской Зоосад, Центральный парк культуры и отдыха, Мемориальный комплекс «Буйничское поле», возведенный в честь солдат Красной армии и народного ополчения, остановивших наступление немецких войск, Аллея Героев с именами 104 Героев Советского Союза - уроженцев и жителей Могилёва и области.

Насыщена и культурная жизнь Могилева. Ежегодно в сентябре в городе проводится «Анимаёвка» - международный фестиваль анимационных фильмов.

С 1995 года, каждый октябрь, здесь проходит ежегодный фестиваль «Золотой шлягер». Приблизительно в эти же сроки проходит фестиваль начинающих поэтов «Пластилиновый аист». Во второй половине марта в Могилеве организуется «Март-Контракт» – Международный молодёжный театральный форум.

В городе есть четыре 3D-кинотеатра: «Красная заря», «Родина», «Космос», «Октябрь». Регулярно проводятся концерты в Могилевской областной филармонии, а поклонникам живого хорового пения стоит посетить выступление Могилевской городской капеллы.

Постоянно обновляется репертуар Могилевского областного театра кукол и областного театра драмы.

Но какой бы подробной и развернутой не была статья о Могилеве, она не сможет передать всей палитры этого белорусского города. Лучшего знакомства с городом, нежели само посещение Могилева, нет и быть не может. Только таким образом можно по достоинству оценить достопримечательности этого города.

Борисо-Глебская церковь построена в XVII веке из кирпича, как одноэтажный жилой дом, который в XIX веке был перестроен под церковь. Стены ее украшали чудесные живописные декоративные мотивы: по сырой штукатурке были нарисованы растительные узоры на белорусские народные мотивы, характерные для местной школы зодчества (не сохранились, исчезли под слоями краски). В настоящее время - это крестильный храм при Крестовоздвиженском соборе.

Свято-Крестовоздвиженский собор — каменный, построен в 1869 году рядом с Борисо-Глебской церковью. Пятикупольная постройка, в центре которой купол на массивном цилиндрическом барабане, а по сторонам 4 небольшие головки. Обрамление окон, кокошники, орнаментальный фриз, рустованные пилястры выполнены в псевдорусском стиле. Внутри 4-крестовые столбы поддерживают барабан купола. При входе — 2 столба, на которые опираются хоры. Памятник архитектуры эклектики.

Собор был построен на пожертвования православных верующих жителей Могилевщины. Главный храм собора имеет основной придел в память Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но он имел еще и престол во имя святых Бориса и Глеба. Поэтому народная молва и летописи издавна называют храм Борисо-Глебским, как и рядом стоящую церковь.

Сведения о Борисо-Глебском (Крестовоздвиженском) храме сохранились в документах XVII века. В древности существовал деревянный храм с тем же названием. Как известно, с 1619 года в течение 14 лет все православные храмы Могилева были закрыты. При открытии в городе самостоятельной, отдельной от Полоцкой, Белорусской епископии, киевский митрополит Петр Могила назначил сюда епископа Иосифа I Бобриковича Копет-Анехожского (1633—1635). Его кафедра была назначена в могилевском Спасском монастыре, который находился в то время в руках униатов.

Из акта передачи православным Борисо-Глебского храма в 1634 году следует, что на месте церкви уже в то время находился древний Крестный-Борисо-Глебский православный монастырь. Именно в нем размещалась первая православная епископская кафедра первого самостоятельного белорусского епископа Иосифа Бобриковича.

Вторым епископом белорусским в Могилеве был Сильвестр I Косов (1635—1647), который также постоянно находился и жил при Борисо-Глебском храме и монастыре. Он же в 1637 году созвал здесь первый Могилевский епархиальный собор и основал типографию.

В 1646 году скончался митрополит Петр Могила и на его место избрали Сильвестра. Не прекращая усилий, он постоянно вел борьбу с униатами, стремясь возвратить захваченный ими православный Спасский монастырь в Могилеве. Благодаря его стараниям и влиянию митрополии, эта древняя святыня в 1650 году была возвращена православным. В нем устроили кафедру и резиденцию православных могилевских епископов с епархиальной консисторией, братством, духовной школой, типографией и богодельней-госпиталем. С того времени в Крестном-Борисо-Глебском монастыре началась тихая, спокойная иноческая жизнь.

В начале XVIII века монастырь сгорел. После пожара был восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел — Борисо-Глебским.

С приходом советской власти храм был закрыт и снова начал действовать только в 1941 году после захвата Могилева немцами. Долгие годы он был единственным в Могилеве действующим храмом. В 1970-е годы в нем служил протоиерей Михаил Кузьменко, известный исследователь истории Могилевской православной епархии от времени ее образования до 1917 года. 1 апреля 1986 года Указом митрополита Минского и Белорусского Филарета Свято-Борисо-Глебская церковь города Могилева переименована в Свято-Крестовоздвиженский собор.

Здесь находится почитаемый прихожанами и весьма интересный по иконографии один из списков Могилеве-Братской иконы Божьей Матери, который можно отнести к местной интерпретации западноевропейских сюжетов. На нем представлен образ сидящей Богородицы, обращенной в левую сторону. Обеими руками она поддерживает младенца-Христа, стоящего у нее на коленях и обнимающего ее за шею своей левой рукой. Голова Богородицы покрыта чеканным головным убором, который напоминает плато.

В Республике Беларусь православие является основной религией, которой следует большинство верующих в нашей стране. Однако, Конституцией нашей страны закреплена такая свобода, как свобода вероисповеданий, то есть в нашем государстве могут спокойно жить представители самых разнообразных конфессий.

Основными убеждениями православных верующих можно назвать такие: жизнь на земле есть испытание души перед вечной жизнью, распятый примерно два тысячелетия тому назад Иисус Христос, вернется, умершие некогда люди, похороненные по православному обряду, воскреснут во время второго пришествия.

О православных обрядах на похоронах, церквях Беларуси, а также в городе Могилев вы можете узнать на нашем ресурсе – Белорусском справочнике ритуальных услуг сайт

Возможно, мы никогда не поймем, почему люди умирают и куда отправляются их души после смерти. Мы даже не знаем, есть ли у человека душа. Разумеется, есть предположения, которые строят религия и наука, но и они не могут дать нам точного и прозрачного ответа.

Однако каждая религия имеет свое представление о смерти, а вместе с ним, свои обряды, связанные с ней.

Так, у православия важнейшим ритуальным обрядом является отпевание. Некоторые люди по ошибке могут считать, что отпевание служит своеобразным «пропуском в рай» - однако, это не так. Отпевание – это лишь последняя возможность вымолить место в раю для человека.

Также, православные верующие, отдают большое значение символам и обозначениям. Например, руки умершего складывать нужно определенным образом, а в гроб также кладут иконы Спасителя и Божией Матери, в зависимости от того, к какому гендеру принадлежал покойный.

Отпевание души усопшей нужно произвести как можно скорее, поэтому, во время подготовке к похоронам, необходимо заранее и оперативно договориться со священником церкви города Гомель насчет отпевания.

В зависимости от того, каким убеждениям следовал человек при жизни, в какой среде он был воспитан, а также, от того, какие традиции предусмотрены в этой стране, зависит то, как он будет похоронен.

В нашей же стране преобладает православие, поэтому православные христианские обычаи распространены в культуре погребения.

В первую очередь – это похороны в гробу. Перед тем, как предать гроб с телом земле, священник осуществляет окропление святой водой гроба с покойным. Теперь это означает то, что гроб является своеобразным ковчегом для умершего, что дает ему возможность воскреснуть во время второго пришествия Иисуса Христа.

Также, в православии принято поминать усопших на третий, девятый и сороковой дни после погребения.

О том, как обратиться за отпеванием или же получить консультацию священника одной из церквей города Могилева, вы можете, ознакомившись непосредственно со статьей о конкретном храме населенного пункта, где вы проживаете.

Город Могилев также имеет на своей территории большое количество православных храмов и церквей. А Белорусский справочник ритуальных услуг сайт собрал в виде удобного списка всю нужную информацию:

История церквей;

Настоящее;

Контактные данные;

Схема проезда;

График работы и проведения служб.

Могилёвская о́бласть (белор. Магілёўская вобласць) - область на востоке Белоруссии, граничит со Смоленской и Брянской областями России на востоке, Витебской на севере, Гомельской на юге, Минской областью на западе. Население 1 070 695 человек (на 1 января 2015 года). Административный центр - город Могилёв . Образована 15 января 1938 года.

Православие в Могилёвской области

История

По хронике г. Могилёва благословение на его основание дал Андрей Первозванный, который с миссионерской миссией путешествовал по Днепру из Киева на Новгород. Возник город около 1267 г. Археологические материалы свидетельствуют о том, что первые христиане появились в этих местах в ХI в. В 1561 году Могилев получил право на городское самоуправление, в 1577 году - магдебургское право и герб (на голубом поле кирпичная башня с надписью «Печать места Могилевского»).

Первоначально Могилев подлежал власти Полоцкого епископа. В 1595 г. состоялось подписание Брестской церковной унии. Полоцкий униатский епископ Герман Загорский по своем приезде в Могилев в 1599г. услышал от горожан слова отвержения его пастырской власти. В 1619 г. жители Могилева отказались впустить к себе печально известного ревнителя унии Иосафата Кунцевича. Тогда все православные храмы в городе было велено закрыть. Но богослужения стали совершаться за городом, в палатках. Горожане постоянно жаловались на обиды королю, и уже после смерти Кунцевича Сигизмунд разрешил открыть храмы. При этом было решено, какие церкви отдаются униатам, а какие возвращаются православным. Из 8-ми храмов четыре (Успения, Воскресения, Вознесения и Св. Троицы) вернули православным, остальные отдали униатам.

Одним из самых известных Могилевских монастырей стал Богоявленский (Братский). Первоначально на его месте была церковь Богоявления Господня и церковная школа, учрежденная в 1578 г. В 1595 г. в Могилеве было образовано Богоявленское братство, возглавившее религиозную жизнь города. В 1602 г. король Сигизмунд подтвердил устав Могилевского братства и его право на содержание школы и церковного причта. В 1620 г. началось строительство нового каменного храма на земле, пожертвованной князем Иваном Огинским. В том же году строительство церкви и школы при ней получило благословение патриарха Иерусалимского Феофана. В 1633 г. король Владислав IV подтвердил право существования Богоявленского монастыря и школы при нем, а также разрешил основать здесь типографию. Она просуществовала до 1736 г. и издавала в основном православные богослужебные книги. Ко времени основания Богоявленского мужского монастыря относится и постройка рядом с ним женской обители (упразднена в 1796 г.).

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь пребывает до нашего времени. Известно, что первоначально монастырь находился при обычной приходской церкви Свт. Николая. В 1636г. король Владислав IV дал обители подтвердительный привилей. В 1667г. была заложена каменная церковь на окраине города.

Могилевская епархия была учреждена 1 ноября 1632 года, будучи выделена из Полоцкой епархии. Могилевский Преображенский или Спасский монастырь с 1632 г. грамотой Владислава IV был назначен для пребывания в нем православного епископа. Основание на этом месте Спасской соборной церкви относится к тем временам, когда Могилев еще находился под властью Полоцких архиереев.

После присяги Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу началась война за Малороссию между Московским государством и Речью Посполитой. В середине XVII в. иезуиты покушались отобрать Спасский монастырь и уничтожить православную епископию в Могилеве, а король Ян Собесский принуждал могилевчан к унии. В 1697 г. Могилевским епископом стал Серапион (или Серафим) Полховский. Он как и многие его преемники во всей мере испытал на себе тяжесть гонения на Православие. Могилев именовали не иначе как «гнездом схизмы».

Архипастырем Могилевской епархии с 1755 по 1795 был выдающийся православный святитель Георгий Конисский. По его собственным словам 17 лет своего епископства он боролся с волками, а затем 22 года мирно жил с овцами (в 1772 г. Могилев отошел к России). Стараниями свт. Георгия в Могилеве была открыта духовная семинария и возрождена типография. После первого раздела Речи Посполитой, когда значительная часть православной белорусской паствы оставалась «за границей» свт. Георгий ходатайствовал об открытии православной епархии в Слуцке, а затем Минске (1793). Одним из замечательных трудов преосвященного был исторический свод прав и привилегий Православной Церкви в Речи Посполитой, начиная с времен самостоятельных князей литовских.

Могилевская епархия была упразднена в 1937 году. Воссоздана в июне 1989 года. В 1990 году из ее состава была выделена Гомельская епархия, после чего епархия ограничивалась территорией Могилёвской области. 24 декабря 2004 года последовало выделение из неё Бобруйской епархии.

Настоящее время

На территории Могилёвской области находятся Могилёвская и Бобруйская епархии.

Территория Могилёвской епархии охватывает 15 районов Могилёвской области: Белыничский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Костюковичский, Могилёвский, Мстиславский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский, Шкловский.

Кафедральный город - Могилёв. Кафедральные соборы - Трехсвятительский (Могилёв), Александро-Невский (Мстиславль).

Под омофором правящего архиерея Бобруйской епархии – Преосвященного Серафима – находятся 55 приходов.

Населённые пункты

  • Могилёв
  • Бобруйск
  • Горки
  • Осиповичи

Святые

  • Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский
  • Cвятитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский
  • Священномученик Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский
  • Cвященномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский

Святыни

  • Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) : «Могилевско-Братская» икона Божией Матери, икона святителя Николая с частицами мощей, чтимые списки Белыничской и Борколабовской икон Божией Матери, образ прп. Евфросинии Полоцкой.
  • Александро-Невский собор (Мстиславль) : икона Божией Матери "Тупичевская"
  • Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово) : Барколабовская икона Божией Матери
  • Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь : Нерукотворный лик Спасителя
  • Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь : образ святого царя Николая; список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой Царственные мученики молились в Ипатьевском доме; икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей, списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо».
  • Свято-Крестовоздвиженский собор (Могилёв) : икона святых благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба с частицами мощей, икона святых Петра и Февронии Муромских с частецами мощей, иконы Архангела Михаила и святого благоверного князя Александра Невского.
  • Храм Святых Царственных Страстотерпцев (Могилёв) : прп. Серафима Саровского с частицей мощей, святых Царственных страстотерпцев, собора Новомучеников и Исповедников Российских, священномуч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого с частицей мощей, список с чудотворной иконы Божьей Матери Белыничской, святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Крымского и Симферопольского.
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Славгород) : местночтимый образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Монастыри

Бобруйский женский монастырь жен-мироносиц

Бобруйский женский монастырь жен-мироносиц

В 2008 году Синод Белорусской Православной Церкви постановил создать в Бобруйске женский монастырь святых жен-мироносиц - первую в истории женскую обитель в этом городе.

30 марта 2008 года монастырь был открыт на территории Бобруйской крепости в приходе Николо-Софийского храма.

Под монастырь отданы шесть построек на территории военной крепости: четыре двухэтажные и две одноэтажные. Настоятельница монастыря матушка Раиса подметила интересную деталь: бывшие штаб, госпиталь, присутственные места, складские помещения, училище и тюрьма расположены в форме креста. Тюрьма в центре. Поэтому в этом здании решено создать монастырский храм Марии Магдалины. В здании госпиталя будет домовой храм.

В планах монастыря - воссоздать храм Александра Невского, который был взорван в 1934 году.

Монастырь обнесен стеной из белого кирпича высотой в полтора человеческих роста.

Адрес: Белоруссия, 213800, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Карбышева, 28

Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)

Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)

Монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово и в 12 км от города Быхова. Название же деревни Борколабово происходит от имени ротмистра польского короля Августа - Баркулаба Ивановича Корсака. В 1584 году он строит замок, а через 4 года – две православные церкви.

В июне 2008 года на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении монастыря. 16 июня того же года в Борколабово появились девять монахинь из Оршанского Успенского женского монастыря во главе с схиигуменьей Антонией (Полуяновой). Они взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители.

13 мая 2010 года состоялось освящение восстановленного храма во имя Иоанна Предтечи, которое совершил епископ Бобруйский Серафим. Храм восстановлен менее чем за год за счет пожертвований прихожан и спонсоров.

25 июля 2010 года Борколабовская икона была торжественно возвращена в Вознесенский монастырь.

Адрес: Белоруссия, 213320, Могилевская обл., Быховский р-н, д. Борколабово

Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь

Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь

История возникновения монастыря связана с сооружением в Могилёве церкви святителя Николая. Первое упоминание о ней относится к 1522 году. Летописи рассказывают о том, что храм много раз перестраивался, был ограблен и, наконец полностью уничтожен большим пожаром, случившимся в городе.

В апреле 1636 года Киевский митрополит святитель Петр (Могила) получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 году, при Могилевском епископе Сильвестре (Коссове), прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен с приделами во имя пророка Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского.

Адрес: Беларусь, 247720, г. Могилёв, ул. Т. Сурты, 19

Телефон: (+375 0222) 22-83-30

Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь

Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь

Монастырь основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских князем Лугвением (Симеоном), сыном Ольгерда.

По преданию, князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Получив во сне откровение, князь находит источник недалеко от Мстиславля у р. Ослянка (приток Сожа), умывшись в котором получает исцеление. При этом ему является икона Божией Матери, названная затем Пустынской (Патриаршей).

В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь и основан монастырь. По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.

В XVI веке это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

16 июня 2003 года начались работы по восстановлению монастыря. 28 августа 2003 года на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.

Адрес: Белоруссия, 247600, Могилевская обл., г. Мстиславль

Храмы

Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв)

Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв)

В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя трех святителей Церкви - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1913 году. Храм был освящен 1 декабря того года.

Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915-1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года.

В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта - снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода "Строммашина". В помещении под музыку духового оркестра стали устраивать танцевальные вечера, а потом загремела городская дискотека "Резонанс".

Адрес: Белоруссия, 212000, г. Могилев, ул. Первомайская, 75

Свято-Никольский кафедральный собор (Бобруйск)

Свято-Никольский кафедральный собор (Бобруйск)

Первый известный храм во имя святителя Николая был построен в Бобруйске в 1600 году на самом возвышенном месте города.

В 1795 или 1798 году приход церкви возврашился из унии в Православие и храм был учрежден как соборный.

В 1892 году на средства, отпущенные из казны, а также на церковные пожертвования был заложен в центре города взамен старой церкви новый каменный собор, который был построен за два года и освящен в 1894 году. Материал разобранного старого храма пошёл на возведение Свято-Духовской церкви на Березинском форштадте. В новом Никольском соборе был устроен придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Во время Великой Отечественной войны собор оставался действующим. На территории, прилегающей к зданию храма, немецкие войска устроили военное кладбище.

Адрес: Белоруссия, 213826, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Советская, 76

Телефон: (+375 225) 72-01-92

Свято-Троицкий собор (Хотимск)

Свято-Троицкий собор (Хотимск)

Свято-Троицкий собор в г. п. Хотимск - памятник архитектуры второй половины XIX века - построен на средства местных жителей в честь отмены крепостного права. Строительство его велось 12 лет, причём все материалы заготавливались местными жителями на месте. В 1873 г. на праздник Пятидесятницы храм был освящён архиепископом Могилёвским и Мстиславским Евсевием во имя Святой Живоначальной Троицы, а его пределы - в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Впервые храм был закрыт в 1938 году. Во дворе райисполкома сожгли иконы, церковь обезглавили, звонницу разрушили. Затем в здании был размещен банк, потом школа механизации, зерносклад, районный Дом культуры. Во время войны немцы превратили собор в бастион, а после освобождения города здание долго пустовало. В 1954 году оно снова было переоборудовано в Дом культуры.

Комплекс Николаевской церкви - единственный сохранившийся в Восточной Белоруссии комплекс в стиле белорусского барокко. На бумаге Свято-Никольский монастырь был основан в начале XVII столетия, реально первая постройка была создана только в 70-х годах XVII века. Монастырь сначала был женским, потом мужским, а потом и вовсе стал просто приходом. К концу XIX века церковь сильно обветшала, утратила часть интерьера и требовала существенной реставрации. В результате ремонтных работ некоторые детали интерьера, в том числе часть старинных росписей были выполнены заново.

В 1924 году храм был закрыт, позже здесь расположилась книжная база, стены и купол к этому времени были оштукатурены. Во время реставрационных работ нашего времени были вскрыты часть росписей XVII века, их можно видеть в наши дни.

В наши дни отреставрированный комплекс составляют каменные здания Никольской и зимней Онуфриевской церкви, жилого дома и колокольни, окруженные каменной оградой с воротами. Никольский храм - самый древний в городе. Благодаря своей особой ярусной архитектуре он выглядит очень нарядно.

Но хотя с точки зрения архитектуры церковь родственна костелам, все же оформление фасада основано на местных белорусских приемах и родственно, скорее, московскому зодчеству. Ярусы оформлены пилястрами и колоннами, которые покрыты лепным орнаментом, изображающим растения.

Эта церковь считается выдающимся памятником белорусской архитектуры XVII века. Первоначальные фрески храма почти не удалось восстановить, но выдающийся резной иконостас восстановлен практически в первоначальном виде.

Церковь «Трех святителей»

Собор трех святителей считается главным православным храмом Могилева и также относится к памятникам архитектуры начала XX века. Назван в честь трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Интересно, что в храм можно войти с трех сторон.

Храм построен в форме креста, венчают здание семь куполов. Здание построено в псевдорусском стиле, хотя не лишено изящества. Строился собор 11 лет, начиная с 1903 года. Известно, что вовремя Первой мировой войны храм часто посещал находившийся здесь русский царь Николай II.

В начале 60-х годов XX века, когда начались гонения на религию, храм был обезглавлен - были снесены купола, колокольня и кресты - и отдан под помещение клуба местного завода. Только в 1989 году он снова стал приходом.

Гордость собора - список чудотворной иконы Божией Матери «Могилевско-Братская». Также здесь находятся икона святителя Николая с частицами мощей, чтимые списки иконы Божией Матери "Белыничская" и иконы Божией Матери "Барколабовская", а также образ преподобной Евфросинии Полоцкой, написанный в 1910 г. к событию перенесения и встречи в Могилеве святых мощей преподобной, переносившихся из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.