Птицы с самым дальним перелетом. Эти удивительные птицы в полете. Самый быстрый летун

Доктор биологических наук Александр Тамбиев.

Стоит человеку хотя бы раз понаблюдать за птицами, как у него возникает желание узнать о них как можно больше. Особенно интересно заглянуть в тайны жизни перелётных птиц, совершающих сезонные миграции. Каждый год за короткий срок пернатые преодолевают громадные расстояния, придерживаясь постоянных маршрутов, и прилетают на одни и те же места гнездования и зимовки.

Тонкоклювый буревестник.

Алюминиевые или цинковые кольца бывают четырнадцати размеров - диаметром от 0,21 до 2,2 см. На фото слева - кольцо зажимают на лапке птицы щипцами.

Полярная крачка.

Странствующий альбатрос.

Бурокрылая ржанка.

Маршруты самых известных перелётных птиц-рекордсменов.

Восходящий поток тёплого воздуха птицы, например грифы или аисты, используют для набора высоты и последующего парения.

Великолепное парение позволяет большим морским птицам часами планировать над океаном, ни разу не взмахнув крыльями. На рисунке показано, как альбатрос поднимается от поверхности воды, где скорость ветра меньше, вверх, где скорость ветра значительно выше.

Серый гусь.

Серый журавль. Фото Игоря Константинова.

О том, что птицы улетают осенью в дальние края, а весной возвращаются, писал ещё великий древнегреческий учёный Аристотель (384-322 г. до н.э.). Он поделил птиц на тех, кто живёт на одних и тех же местах круглый год, и тех, кто улетает или «исчезает» на время, как это делают, скажем, пеликаны, журавли или ласточки. Сезонное исчезновение и появление некоторых видов птиц Аристотель объяснял собственной теорией, согласно которой одни виды птиц превращаются в другие. Учёный также считал, что многие птицы, например аисты, скворцы, совы, дрозды, утки, жаворонки, в холодное время года впадают в зимнюю спячку.

Почти две тысячи лет взгляды Аристотеля оставались непоколебимыми. Со временем достоверных свидетельств о миграциях птиц становилось всё больше. В попытках их объяснить возникали новые, совершенно фантастические гипотезы. Так, в середине XVI века шведский архиепископ Магнус предположил, что ласточки отправляются зимовать на дно водоёмов. Через два столетия англичанин Джонсон дополнил эту гипотезу оригинальным уточнением: ласточки сначала собираются в большую стаю, образуют в воздухе плотный комок и лишь потом падают на дно водоёма.

Среди теорий, объясняющих миграции птиц, встречались и космические. По одной из них, выходило, что птицы зимуют не где-нибудь, а на Луне. Далее объяснялось, что такое огромное расстояние мелкие и слабые птички преодолевают на спинах крупных, сильных птиц. А куда потом девается этот «общественный транспорт», теория умалчивала.

Путеводные метки

Ко второй половине XIX века появились достоверные факты, указывающие на то, что европейские птицы улетают на зимовку в Африку и Юго-Восточную Азию. Однако прямые доказательства стали накапливаться лишь тогда, когда орнитологи решили метить птиц перед их сезонными путешествиями. Вместо ранее существовавших самую удобную метку - лёгкое нержавеющее цинковое кольцо, на котором выбиты порядковый номер, дата и адрес, - придумал и впервые использовал учитель из Дании Ханс Мортенсен в 90-х годах XIX века. С тех пор мечение птиц называют кольцеванием. Одно движение щипцов - и колечко отправляется в путешествие вместе с пернатым хозяином, чтобы через какое-то время в другой стране или даже на другом континенте его сняли с лапки птицы, записали число и время и выслали по указанному адресу.

Кольцевание птиц приобрело в мире огромный размах. Только в США и Канаде окольцовано более 50 млн птиц, и каждый год в этих странах кольцуют около 600 тыс. птиц. Примерно столько же птиц окольцовано в странах Европы. В советские времена у нас окольцовывали более 300 тыс. птиц в год, сейчас несколько меньше. Россия входит в Международный комитет по кольцеванию птиц и сотрудничает с национальными центрами кольцевания в 55 странах Америки, Европы, Азии и Африки.

Кольцеватели действуют очень осторожно и порой хитроумно. Чтобы поймать птицу, они используют почти незаметные, тончайшие сети, которые развешивают в местах пролёта птиц на длинных шестах или ветках деревьев. Более толстые сети раскладывают на земле, и птицы запутываются в них лапками. Есть даже сети, оснащённые маленькими «ракетами». Когда птицы, склёвывая рассыпанный на земле корм, подходят совсем близко, «ракеты» поднимают сеть в воздух, и та, падая, накрывает стаю. А ещё бывают сети, которые поднимаются и захлопываются, как кошелёк. Ловушки для птиц делают в виде широкой и длинной сетчатой воронки, заканчивающейся приёмной камерой. Для приманки в неё насыпают корм. Используют и такой приём: ночью пролётных птиц подманивают особыми фонарями, а затем накрывают сетью.

Помимо кольцевания существуют и другие приёмы мечения птиц. Например, чаек с белым оперением помечают розовой или красной краской. Стойкая краска долго не сходит, заметна издали и не мешает птице жить.

В центры кольцевания возвращается в среднем 3-5% колец, но и этого количества достаточно, чтобы получить точную информацию о том, куда и какими маршрутами птицы улетают и возвращаются домой.

Птицы очень быстры, чрезвычайно выносливы, могут летать на высоте нескольких километров и при этом отлично ориентируются в небе. Среди них есть настоящие рекордсмены.

Абсолютным чемпионом по дальности миграций считают полярную крачку - белую птицу размером поменьше чайки с чёрной шапочкой и раздвоенным хвостом, за который её иногда называют морской ласточкой.

Гнездятся крачки на северном побережье Арктики и на свободных ото льда островах. Потомство появляется в начале июня. А к концу короткого полярного лета родительские хлопоты заканчиваются. Птенцы выращены и поставлены «на крыло». Пора отправляться на зимовку. Вот тут крачки и показывают, на что они способны.

Однажды на побережье Лабрадора окольцевали ещё не умевшего летать птенца, а через 90 дней подросшую молодую крачку поймали на юго-восточном побережье Африки в 14,5 тыс. км от гнезда. Вполне вероятно, это был ещё не конец пути, так как крачки зимуют в антарктических морях. Другую крачку, получившую кольцо в наших арктических широтах, обнаружили у южных берегов Австралии, она пролетела по меньшей мере 22 тыс. км. Одни крачки летят к месту зимовки через Тихий океан, другие выбирают путь вдоль западных берегов Европы и Африки с заходом в Индийский океан.

С приближением весны крачки устремляются в обратный путь и появляются в родных местах, фактически облетев земной шар. Кто-то из орнитологов сказал, что для такого летуна, как крачка, наша планета даже маловата.

Другие морские птицы тоже способны преодолевать огромные расстояния. Взять хотя бы странствующего альбатроса. Эта крупная белая птица с огромными, чёрными на концах крыльями размахом до 4 м проводит в воздухе намного больше времени, чем на воде или суше. Альбатрос использует в полёте воздушные потоки, и это позволяет ему «скользить» по воздуху, не махая раскинутыми крыльями, а значит, затрачивать минимум усилий. Добычу он подбирает из воды в полёте. Ни штормовой ветер, ни многометровые волны ему не помеха, величественная птица словно не замечает ненастья. Странствующий альбатрос, мигрируя, может пролететь над океаном 15-20 тыс. км и совершить за год «кругосветку».

Гнездовой период эти летуны проводят на маленьких островках Южной Атлантики. У альбатросов он необычайно длинный - более 11 месяцев. Когда птенцы становятся «на крыло», странствия родителей продолжаются. Путь альбатросов лежит на восток вдоль сороковых широт Южного полушария, прозванных «ревущими» из-за непрекращающихся штормов. В этих широтах альбатрос совершает облёт вокруг Земли и через два-три года (к следующему гнездованию) оказывается у тех же островков, где когда-то вылупился из яйца.

Ещё один рекордсмен по миграциям - мор-ской тонкоклювый буревестник. Его родные места - небольшие островки Бассова пролива, разделяющего Австралию и остров Тасмания. Появившегося птенца усиленно выкармливают оба родителя, он быстро набирает вес, обрастает жирком и уже через полтора месяца весит больше взрослой птицы. Кормёжка продолжается три месяца, затем родители прощаются с чадом и улетают по своим маршрутам. Оставшийся без заботы птенец некоторое время голодает, а потом проявляет самостоятельность, начинает понемногу летать, ловить рыбу и наконец первый раз улетает в далёкие края, чтобы потом вернуться обратно.

Сначала тонкоклювые буревестники направляются к Новой Зеландии, затем поворачивают на север и, минуя острова Океании, оказываются у берегов Японии. Дальше их маршрут лежит вдоль нашего дальневосточного побережья до мыса Дежнёва. Некоторые птицы перелетают Берингов пролив и попадают на остров Врангеля. Однако маршрут на этом не заканчивается. От наших берегов они направляются к Алеутским островам, откуда поворачивают на юго-восток вдоль северо-американского побережья. Достигнув Калифорнии, птицы летят через Тихий океан к восточным берегам Австралии. Далее немного на юг, и вот уже впереди родные островки Бассова пролива и старая нора, которая обветшала за время отсутствия хозяина и требует ремонта. Годовой маршрут через Тихий океан выглядит как гигантская петля длиной 20-25 тыс. км. Можно, видимо, считать, что тонкоклювый буревестник - одно из самых совершенных летающих существ, когда-либо обитавших на Земле.

Маршруты морских перелётных птиц гигантской сетью накрывают все океаны, занимающие около 70% поверхности нашей планеты. Но есть птицы, совершающие перелёты в основном над сушей.

Через страны и континенты

Среди «сухопутных» летунов тоже есть свои рекордсмены. Одного из них зовут кулик-дутыш. Своё прозвище он получил потому, что самец, участвуя в брачных играх, надувает шею и издаёт глухое дудение. Гнездится кулик-дутыш в арктической тундре Канады, Аляски и Сибири. Его перелётный маршрут - 14-15 тыс. км - проходит над великими равнинами Северной Америки, через Мексику, страны Центральной Америки и заканчивается на юге южноамериканского континента.

В семействе куликов есть и другие замечательные летуны. Например, бурокрылая ржанка, гнездящаяся в канадской тундре. После старта ржанки летят на юго-восток и скоро оказываются над холодными водами Северной Атлантики, недалеко от Лабрадора, Ньюфаундленда и Новой Шотландии. Ржанок выручает их необыкновенная выносливость, ведь сесть на воду они не могут. Ржанки делают трёхсуточный бросок через океан, преодолевая без посадки за это время почти 4тыс. км. Правда, часть птиц устраивает себе передышку на Багамских и Антильских островах, но большинство в полёте не останавливается, достигая зелёных берегов Венесуэлы или Гвианы.

Из рекордсменов по миграционным перелётам над сушей стоит упомянуть некоторые виды ласточек, гнездящихся в Северной и Средней Европе и в Скандинавии. Свои маршруты длиной 13 тыс. км они прокладывают через всю Европу и Африку.

Хорошие летуны лебедь-шипун и лебедь-кликун, гнездящиеся в глухих местах Северной Европы и Азии, улетают на зимовку в Средиземноморье, Иран, Афганистан, Южную и Юго-Восточную Азию, а весной одними из первых появляются в родных местах. Не отстают от них и серые журавли. Эти птицы тщательно готовятся к тяжёлому перелёту, делают пробные полёты, отрабатывают слаженность и ритм движения, подбирают стаи, тренируют молодых птиц. Ритмично взмахивая широкими крыльями, журавли летят клином. Одни направляются в Африку и, следуя вдоль Нила, достигают Судана, другие пересекают Иран и останавливаются на берегах Персидского залива, третьи из Сибири попадают в Индию и Юго-Западный Китай, но во всех случаях они улетают от дома на 7-10 тыс. км.

К сентябрю отправляются в путь и белые аисты. Их маршруты, преодолеваемые в основном планирующим полётом, пролегают над сушей. Водоёмы аисты пересекают только тогда, когда виден противоположный берег.

Если аисты гнездятся в Европе западнее Эльбы, то стая летит к Гибралтару. Чтобы форсировать самую узкую, 16-километровую часть Гибралтарского пролива, птицы набирают большую высоту над Испанией и начинают планировать в Африку, используя воздушные течения и восходящие тепловые потоки. Часть птиц остаётся на западе континента, часть преодолевает самую большую пустыню мира - Сахару. Далее, отклонившись к юго-востоку и затем к югу, аисты пересекают полосу экваториальных лесов. Пролетев почти три четверти африканского материка, они финишируют в Южной Африке, оставив позади 12-13 тыс. км.

Если же аисты гнездятся восточнее Эльбы, то стаи направляются к Босфору, огибают Средиземное море с востока, пролетают над Палестиной, Египтом, вдоль долины Нила и прибывают в Южную Африку, преодолев те же 12-13 тыс. км.

Стоит сказать о пернатых, которые ставят рекорды высоты полёта. Это, бесспорно, серые гуси, которых видели на высоте 8850 и даже 9100 м над самыми высокими горами планеты - Гималаями. На таких высотах даже тренированным альпинистам нужны кислородные аппараты, а перед восхождением необходима акклиматизация. К гусям это не относится. В полёте они не менее полутора-двух суток могут довольствоваться малым количеством кислорода и не терять работоспособности.

Выглядит этот невероятный перелёт через Гималаи примерно так. Осенью стаи серых гусей собираются в Южной Сибири, отдыхают и кормятся перед перелётом. В один из дней на рассвете они взлетают, набирают максимальную высоту и направляются к гигантским горам, сияющим ледниками и снежными вершинами. Во главе стаи, идущей клином, летит опытный вожак, знающий все седловины и проходы между горами. Многие часы птицы находятся на 40-градусном морозе. Наконец, пики «восьмитысячников» остаются позади. Ещё два-три часа полёта, и внизу появляются холмы и леса Северной Индии. Вожак выбирает место для отдыха, и смертельно уставшие птицы опускаются на маленький островок в середине уединённого озера.

Такие рекорды высоты под силу, пожалуй, только гусям и, может быть, ещё клушицам. Большинство же птиц держатся в перелётах на высоте около 1500 м. В ясные ночи они могут подниматься даже до 6 тысяч метров.

По мнению некоторых учёных, в места гнездования возвращается приблизительно 30% птиц, улетевших на зимовку. Остальные гибнут из-за внезапных изменений погоды, штормов, ветров, заморозков, нехватки сил и других трудностей. Но каждый год осенью инстинкт снимает миллионы птиц с насиженных мест, и они улетают по своим, зачастую невероятно длинным маршрутам, чтобы пережить зиму, вновь вернуться и произвести на свет потомство, которое точь-в-точь повторит путь своих родителей.

Каждую весну миллиарды птиц летят к местам гнездования. Днем и ночью, стаями и поодиночке, они неудержимо тянутся к северу. Год за годом, век за веком, тысячелетиями. И даже миллионы лет назад, когда на Земле еще не было людей, и некому было восхищаться величием происходящего, птицы уже совершали свои миграции. Почему? За кажущейся простотой вопроса скрывается множество загадок, над которыми до сих пор ломают головы ученые всего мира.

Куда летим?

Жителям северных широт России не нужно объяснять, что зимой там птицам холодно и голодно. Все верно: регулярная перемена мест у птиц действительно связана с сезонными изменениями климата. Но все же, о том, почему птицы выбирают именно такие, а не другие направление и пункт назначения, мы знаем далеко не все.

Во-первых, общепринятое представление, что птицы перемещаются с севера на юг, не совсем верно. Большинство пернатых из высоких широт и средней полосы улетает в южные края, но направление полета далеко не всегда параллельно стрелке компаса. Более того, птицы летят не по прямой, и не кратчайшим путем, а по сложным траекториям, разным у каждого вида. Водоплавающие птицы нередко придерживаются водных магистралей - крупных рек, каскадов озер и болот меридионального направления, и их пути могут повторять изгибы этих естественных ориентиров. Мелкие певчие птицы прокладывают маршруты над лесными массивами, а в лесостепной зоне и в освоенных сельскохозяйственных районах над цепочками лесных островков. Не так давно проскользнуло сообщение, что птичьи стаи, летящие ночью, могут следовать вдоль залитых светом автострад. Крупные птицы с парящим полетом, чтобы набрать высоту, нуждаются в местах с восходящими воздушными потоками и планируют от одного такого участка к другому, описывая затейливую петляющую траекторию. Серьезные искривления маршрута могут быть связаны с естественными преградами. Птицы обычно избегают перелетов через широкие водные пространства, и, долетев до моря, поворачивают туда, где оно поуже. Места таких сужений могут служить для птичьего потока «бутылочными горлышками», через которые дважды в год пролетают все птицы с огромных гнездовых и зимовочных пространств. Для птичьего населения Европы, пересекающего Средиземное море, такими узкими местами служат проливы Гибралтар и Дарданеллы. Осенью возле Босфора собирается невероятное количество хищных птиц: здесь они набирают высоту для «прыжка» через море в Азию. Орнитологи, которые ведут учет пролетающих птиц, испытывают серьезные трудности: попробуйте пересчитать несколько тысяч парящих орлов, чье кружение напоминает комариный рой!

Кривизна траектории может быть связана с необходимостью обогнуть горный массив. Одна из таких преград - Кавказ, и мигранты вынуждены «жаться» к побережьям Черного и Каспийского морей, где тоже возникают своего рода «бутылочные горлышки» пролета.

Или другая загадка: у некоторых птиц маршруты «туда» и «обратно» не совпадают, орнитологи называют такие пути миграции петлеобразными или кольцевыми. При кольцевых миграциях у птиц, обитающих в Европе, весенний маршрут, как правило, пролегает восточнее, чем осенний, отклонение может достигать десятков и сотен километров. «Петля» есть у деревенской ласточки в средиземноморской части ее маршрута, а также у иволги, сизоворонки, сорокопута-жулана. Одни ученые объясняют их сезонными ветрами, другие – в осенней траектории видят повторение исторических путей вселения в гнездовые области, своего рода «память вида», а весенний перелет, когда птицы спешат к местам гнездовий, происходит по кратчайшему пути. Среди чемпионов по размерам миграционной петли – бурокрылая ржанка. Это небольшой кулик, американский родственник нашей золотистой ржанки, обитающей на севере России. Миграционный путь бурокрылой ржанки – впечатляющий тур вдоль всей оси Нового света. Из тундр Аляски и севера Канады эти кулики слетаются к востоку на Лабрадор, чтобы оттуда гигантским межконтинентальным броском достичь Бразилии и Аргентины. Птички весом всего около 150 граммов без посадки преодолевают над морем почти 3900 километров. На обратном пути таких подвигов они не совершают. Летя к северу, они придерживаются суши и пролетают над всей южной, центральной и Северной Америками, поскольку весной кормовые там условия несравненно лучше, чем осенью. Еще размашистее петля у тонкоклювого буревестника. Для гнездования эти птицы собираются в огромные колонии на побережьях Южной Австралии и Тасмании. Когда птенцы встают на крыло, буревестники отправляются в путешествие вокруг Тихого океана: сначала вдоль западного берега до Берингова моря, потом параллельно американскому берегу до южной Калифорнии, оттуда через океан к Новой Зеландии, после чего возвращаются к гнездовым участкам.

Миграционная

бурокрылых


Осенний и весенний пути перелета

средних кроншнепов

Петля миграции тонкоклювых

буревестников

Все перечисленные примеры, так или иначе, связаны с перемещениями в меридиональном направлении. Но бывают и широтные миграции. Один из самых насыщенных пролетных путей Европы, которым птицы из арктических тундр России следуют на зимовки Западной Европы, беломоро-балтийский, ориентирован с запада на восток. Любопытно, что с севера Западной Сибири одни виды птиц летят на запад, а другие огибают Урал с востока и движутся на юг к Каспию, зимовкам Ближнего Востока и Африки. Чем объясняется выбор направления? Одна из версий связана с историей послеледникового расселения птиц. По мере того, как отступал ледник, они постепенно осваивали новые земли. Одни виды вселялись с юга, а другие – с запада. Птенцы, рожденные на новой территории, запомнили образ своей Родины и место ее нахождения, чтобы после зимних «каникул» уверенно найти обратную дорогу, продолжить род и закрепить миграционные традиции.

Но разнообразием перелетных траекторий орнитологические загадки не ограничивается. Большинство птиц улетает гораздо дальше, чем необходимо, чтобы достичь теплых кормных мест. Деревенские ласточки, или касатки – привычные спутники сельских жителей, из Европейской части России на зиму улетают в южную Африку, минуя ласковое средиземноморье, где некоторые другие беженцы из Европы благополучно проводят зиму. Мало того, с риском для жизни они перелетают через знойную Сахару. Чем их так манят африканские дали? Еще труднее объяснить приверженность африканским зимовкам птиц из Сибири: ведь им гораздо ближе лететь в южные районы своего материка. И таких видов множество: из 80 видов дальних мигрантов, гнездящихся в Западной Сибири, 37 проводят зиму в Индии, а 33 – в Африке.

Птицы южного полушария по наступлении фенологической осени улетают в северном направлении симметрично тому, как это бывает в северном полушарии. Таких видов относительно немного, ведь и площадь суши в южной полусфере меньше. Живущие высоко в горах на время зимы спускаются ниже и в предгорья, эти миграции называют вертикальными. Мигрирующие птицы есть и среди тропических, только улетают они на меньшие расстояния. Но там, где условия среды относительно постоянны, большинство ведет оседлый образ жизни.

Выбор пути перелета нацелен на оптимизацию расходов птичьей энергии. Одним видам выгодно спрямить траекторию и сделать дальний бросок, другим приходится заложить крюк, обходя препятствия, третьим необходимо делать остановки для отдыха. Мелкие певчие птицы могут лететь несколько часов подряд, преодолевая за сутки до 500 км, а потом останавливаются на день или на несколько, чтобы подкрепиться. Подходящих для этого мест, как правило, много, и встретить их во время пролета можно почти везде. Околоводным птицам труднее, ведь им нужны водоемы с определенными параметрами: одним – глубокие, другим, наоборот, с отмелями, и главное – с подходящей пищей. У таких видов маршрут представляет собой серию длинных «прыжков». От одной остановки до следующей птицам, бывает, приходится лететь несколько дней. Участки, на которых собирается особенно много птиц, получают статус ключевых орнитологических территорий, которые учитывают при создании заказников, заповедников и при разработке хозяйственных планов.

Миграции разных видов птиц различаются не только маршрутами, но и пространственной организацией. Одни виды летят узкими потоками, в частности - птицы-парители, такие как орлы или аисты, поскольку восходящие воздушные потоки образуются далеко не везде. Мигранты с машущим полетом летят широким фронтом, но и для их перелетов одни места более удобны, а другие – менее, поэтому кое-где возникают сгущения потоков, которые могут сливаться и разветвляться. Самые удачные природные коридоры обычно используются сразу многими видами, и знать их очень важно для разработки мер по сохранению птиц.

А так ли хорошо мы понимаем, почему они весной возвращаются? Почему не хотят навеки поселиться в местах южных зимовок? Ссылка на исторические традиции, закрепленные инстинктом, мало что проясняет. Нужно понять, чем привлекательны для птиц северные края. У орнитологов есть для этого несколько ответов. Например, существует мнение, что движущий мотив всего миграционного цикла нужно искать не в осеннем бегстве к теплу и достатку, а в весеннем перемещении к северу, и основная причина миграции – стремление к сезонному изобилию корма. В сыром прохладном климате умеренных широт и Арктики в огромных количествах плодятся насекомые, у которых личинки развиваются в водной среде. Это замечательная белковая пища для вскармливания птенцов. Не хуже диетические свойства и у водных беспозвоночных которых легко добывать на мелководьях северных морей. Приливно-отливная зона, приморские марши и дельты крупных рек – а в Северный ледовитый океан их впадает много – раздолье для водоплавающих птиц, ориентированных на поедание зеленого корма и на рыбу. Но не только пища привлекает мигрантов. Северные широты замечательны также тем, что летом светлое время суток, когда родители могут собирать корм для птенцов, там длиннее, чем на юге. А в Заполярье летом и вовсе не темнеет.

Охранять всем миром

Птицы не знают границ. Их пролетные пути пролегают по территориям многих государств разных континентов. Усилия тех, кто охраняет птиц, окажутся напрасными, если в одной стране их будут беречь, а в другой истреблять. Охрана птиц немыслима без международной кооперации, и самый разумный путь – объединять усилия тех стран, которые находятся на одном пролетном пути. На основании данных о миграциях множества видов ученые выделили восемь обобщенных пролетных путей: восточно-атлантический, средиземноморско-черноморский, западноазиатско-африканский, центральноазиатсий, восточноазиатско-австралазийский и три пролетных пути через Америки: тихоокеанский, миссисипский и американский атлантический. Страны каждого пролетного пути подписывают международные конвенции, где закреплены их обязательства по охране мигрирующих птиц.

Главное соглашение – Боннская конвенция по охране наземных и морских мигрирующих животных, подписанная в 1979 году в городе Бонне в рамках Программы ООН по окружающей среде, и вступившая в силу в 1983 году. Конвенция утвердила два важных списка: перечень мигрирующих видов, которым угрожает исчезновение (это так называемое Приложение I), и список мигрирующих видов, которым нужно международное сотрудничество. Наша страна к этой конвенции, к сожалению, не присоединилась, хотя по ее просторам проходят все пять евразийских пролетных путей. 1. Восточно-атлантический путь тянется вдоль побережья Атлантики от Африки к северу Европы, вдоль побережья Северного Ледовитого океана до полуострова Таймыр, а на западе заходит в Северную Америку, охватывая Гренландию и Канадский Арктический архипелаг. Именно к этому пролетному пути относится западный поток каменок (подробнее об этой героической птице см. ниже). 2. Средиземноморско-черноморский пролетный путь, который используют живущие в Европе деревенские ласточки и белые аисты, объединяет гнездовые области птиц севера и центра Европы с африканскими зимовками. 3) Западноазиатско-африканский пролетный путь соединяет Арктику от Ямала до Новосибирских островов с востоком Африки и Ближним Востоком. Эти три пути входят в зону действия Соглашения по охране Афро-азиатских мигрирующим водно-болотных птиц (African Eurasian Migratory Waterbird Agreement, AEWA). 4. Центрально-азиатский - включает гнездовые области лаптевского сектора Арктики и прилегающих частей морей Карского и Восточно-сибирского и пролегает через весь азиатский континент в Индию. Этот миграционный путь обеспечивает существование горных гусей – экстремалов высотных полетов, перелетающих над Гималаями, и множества других редких птиц, например – черного журавля и кречетки. 5. Восточноазиатско-австралазийский путь простирается от российского Дальнего Востока и Аляски через Восточную и Южно-Восточную Азию до Австралии и Новой Зеландии. В числе самых известных представителей этого пролетного пути – кулик-лопатень, маленькая, забавного облика птичка, которая в последние годы оказалась в критическом состоянии из-за неконтролируемой добычи в странах Юго-восточной Азии. Для охраны птиц, мигрирующих по этому пролетному пути, в 2006 году было создано международное Партнерство, куда вошла и Российская Федерация.

Трудности скитаний

Жизнь перелетных птиц очень непроста. По данным секретариата Конвенции по мигрирующим птицам, за период с 1978 по 2000 год почти половина видов перелетных птиц сократилось в численности, а 4% вовсе исчезли. Дальние мигранты страдают больше, чем птицы с короткими маршрутами. Главная проблема, с которой сталкивается 80% всех мигрирующих видов – изменения на сельскохозяйственных землях. Это и распашка лугов, и фрагментация природных ландшафтов, и перевыпас скота. К трагическим последствиям может привести промышленный вылов кормовых беспозвоночных, как случилось с исландскими песочниками из Канады. Их поголовье уменьшилось впятеро из-за истребления мечехвостов, чьими икринками кулики подкреплялись во время передышек, и которые, на беду, слишком приглянулись рыболовам в качестве наживки. Аналогичная история произошла и с европейским подвидом исландского песочника, не выдержавшим конкуренции за кормовых моллюсков с фермерами. Строительство дамб, осушительные работы и спрямление речных русел могут кардинально изменить облик места обитания и сделать его непригодным для птиц. Как это бывает, мы знаем не понаслышке - вспомним трагедию Аральского моря, которое исчезло с лица Земли вместе с зимовками водоплавающих, когда впадающие реки разобрали на оросительные нужды. Особая проблема – высотные сооружения, возводимые человеком. В США подсчитали, что за год от столкновения с разного рода искусственными преградами погибает 4-5 миллионов птиц, особенно летящих ночью и нацеленных на дальние расстояния. Массовое строительство ветряных электростанций, казалось бы, очень прогрессивных с экологической точки зрения, может создавать негативный эффект, если их устанавливают в местах концентрированного пролета птиц. С такой проблемой недавно столкнулись как это происходит на черноморском побережье Болгарии. Для дневных хищных птиц есть еще одна серьезная опасность: линии электропередач, не оснащенные специальной защитой. Усталые птицы садятся на провода, а при взлете, коснувшись их крыльями, получают мощный электрический удар.

И, разумеется, охота, особенно на пути весенней миграции, которую защитники птиц расценивают как проедание семенного фонда. Вспоминая о видах, вымерших из-за охоты, обычно упоминают странствующего голубя. Но есть и другое. Эскимосский кроншнеп – небольшой кулик, гнездившийся в тундрах Северной Америки, некогда был одной из самых многочисленных птиц мира. Тем не менее, всего за два десятилетия на смене XIX и XX веков американские фермеры довели его до грани исчезновения. Себе на беду, эти птицы отличались невиданной отвагой: они не бросали подбитых собратьев и пытались защитить их от охотников. Что облегчало стрелкам их черную работу (о трагической истории эскимосского кроншнепа канадский писатель Фред Бодсворт в 1955 году написал роман “The last of the Curlews” или «Последний из кроншнепов». Позднее по нему был снят очень красивый и грустный мультфильм. К сожалению, на русский язык ни книга, ни фильм не переведены. Страдать от охоты могут даже те виды, на которые она запрещена, и не обязательно по вине браконьеров. Гусь под названием пискулька на свою беду очень похож на обычный охотничий вид – белолобого гуся, и попадает под выстрел случайно. Цена ошибок, сделанных охотниками, усугубленная беспокойством на гнездовьях от туристов и рыбаков, ужасает: за последние 30 лет от прежних сотен тысяч пискулек во всем мире остались лишь около 10 тысяч.

Миграционное состояние

Как ни опасна жизнь небесных странников, но они все равно совершают свои перелеты и не могут иначе. Миграция – не волевое решение одной птицы или стаи, а закрепленное эволюцией сезонное состояние организма. Попавшие в неволю, даже при идеальных условиях содержания, в перелетное время пернатые испытывают невероятное беспокойство, вынуждающее их биться о стенки клеток, порой насмерть. Орнитологи объясняют его миграционным состоянием, включая в это понятие целый комплекс изменений в птичьем организме: физиологических, гормональных, поведенческих.

Миграционное состояние – закономерная фаза годового цикла птиц, который состоит из периода размножения, линьки, перелета на зимовку, второй линьки и обратной миграции на гнездовья. Для каждой фазы характерен особый гормональный статус. При подготовке к весеннему перелету в результате усиленного синтеза гормонов гипофиза, в частности пролактина, у птиц повышается аппетит, обмен веществ настраивается на запасание жира; после зимнего перерыва начинают работать половые железы. Меняется и поведение: начинаются тренировочные полеты, все чаще звучат контактные сигналы, которыми птицы обмениваются в пути, а у многих еще и нарушается суточный ритм: они переходят с дневной активности на ночную.

У птиц одного вида, живущих в одном регионе, разные фазы годового цикла совершаются одновременно. Для синхронизации физиологических процессов из всех факторов среды самый важный – фотопериод. Когда световой день достигает определенной длины, происходит запуск каскада регуляторных перестроек, автоматически следующих одна за другой в течение всего годового цикла. Точкой отсчета служит начало подготовки к весенней миграции – так что эта фаза особенно ответственная.

По небу, по звездам и по магнитному полю

Говоря о миграциях, нельзя обойти вниманием загадку, как перелетные птицы ориентируются в пространстве. Человеку для решения подобной задачи понадобятся карта и компас или прибор спутникового позиционирования GPS. Но у птиц ничего этого нет. Опыты с птицами в миграционном состоянии, помещенными в круглую клетку с глухими стенками и прозрачным потолком, показали, что в солнечные дни у некоторых дневных мигрантов есть отчетливая направленность перемещений, ослабевающая в ненастную погоду. Значит, они умеют ориентироваться по солнцу. Но для большинства птиц и облака – не препятствие, потому что они одарены способностью различать поляризованный свет. Для них цвет неба оказывается разным по направлению к солнцу и в области над перпендикуляром к его лучам, даже если светило скрыто за горизонтом или тучами. Подобные опыты с ночными мигрантами в планетарии, где можно произвольно менять расположение созвездий, подтвердили умение птиц ориентироваться и по Полярной и нескольким соседним с нею звездам. А в принстонском университете успешно сбивали с толку дроздов, помещая клетку в искусственное магнитное поле. В разгадке тайны магнитного ориентирования в последние два года ученые достигли большого прогресса. Оказалось, что птицы способны «видеть» магнитное поле Земли: в опытах на птицах с поврежденными нервами ученые из Германии убедительно доказали, что птицы воспринимают его именно глазами. В биохимическом механизме, ответственном за восприятие поля, ведущая роль принадлежит пигменту криптохорому, воспринимающему синий цвет, а также супероксиду (О2-1), вступающему с ним в химическую реакцию. Рецептором магнитного поля в этой системе служит супероксид, поскольку его молекулы способны менять ориентацию в зависимости от направления силовых линий.

Умение находить дорогу к зимовкам и обратно дано птицам от рождения, а не приобретается с опытом. Известно, что у некоторых видов молодые особи улетают на зимовку отдельно от взрослых птиц, и даже раньше. Как бы они добирались туда без врожденной программы? Ее существование доказано и в экспериментах с мечеными птенцами аистов, которых вырастили в неволе а потом увезли в другую страну и выпустили после того как улетели местные аисты. Наблюдая за перемещениями новоселов, орнитологи обнаружили, что все они полетели в направлении, традиционном для своей популяции, будто они стартовали на родине. Зато скворцы, похоже, знают не азимут, а координаты места назначения. В подобных опытах они полетели прямиком к месту зимовки, на котором они еще никогда не бывали, хотя направление от родного гнезда к нему отличалось на 60º. Значит, врожденные программы бывают разные: гибкая у скворцов, и не гибкая у аистов.

Весна идет!

Длительность светового дня небезразлична и человеку. Когда удлиняется темное время суток, многие испытывают сезонную депрессию, но стоит дню хоть чуть-чуть прибавиться, и, несмотря на январскую стужу, мы ощущаем прилив оптимизма. А сколько радости приносит первая песня большой синицы – они начинают распеваться уже в январе, а в теплые зимы даже в конце декабря. Синицы живут оседло и чувствуют грядущую весну по нарастанию фотопериода. Птичье население средней полосы начинает пополняться возвращенцами с юга в конце марта: забегают по газонам белые трясогузки, оживают скворечники, к старым колониям возвращаются грачи. С приходом апреля небо наполняется чаячьими, утиными и гусиными косяки. И каждый день дарит встречи с новыми птицами.

Немного статистики

Из 9856 видов птиц мира 1855 относятся к перелетным. Скорость полета у мелких видов птиц во время миграции – порядка 30 км/ч, у крупных – около 80 км/ч. Птицы могут лететь без перерыва несколько суток и преодолевать до 4000 км. Средняя высота полета около 5 км, но большинство птиц летит гораздо ниже. Статистика столкновений самолетов с птицами говорит, что 75% от всех случаев произошло не выше 300 м, 20% – от 300 до 1500 м, и лишь 5% – выше 1500.

Галерея чемпионов

Среди перелетных птиц чемпион по высоте полета – горный гусь. Они гнездятся в центральных районах Азии, а на зиму улетают в Индию, для чего им приходится перелетать над Гималаями, так как обходной путь был бы для них слишком длинным. Им приходится лететь приходится на невероятной высоте. Есть сообщение о встрече стаи горных гусей на высоте более 10 километров. Воздух там настолько разрежен, что вертолеты летать не могут: им не хватает подъемной силы винтов. Для человеческого организма такое немыслимо: восхождение на вершины Гималаев требует долгой подготовки для наработки дополнительного гемоглобина в крови и кислородных масок при подъеме. Гуси делают это безо всякой подготовки. Какие физиологические механизмы при этом задействованы? И вообще, как им удается удерживаться в разреженном воздухе? Может быть, у этого вида гусей какая-нибудь особая форма крыла, или частота взмахов выше, чем у других гусей? Как показали исследования канадских орнитологов из университета в Ванкувере, размах крыльев действительно немного больше, но заметного влияния на аэродинамические свойства птицы он не оказывает. Гораздо важнее физиологические особенности. В экспериментах выяснили, что преодолевать высотную гипоксию горным гусям помогает уменьшение теплоотдачи и усиленная вентиляция легких. Однако, согласно теоретическим моделям, для эффективного дыхания на больших высотах этих факторов недостаточно. По данным китайских ученых у горных гусей несколько иная, чем у других птиц, структура гемоглобина, но как она влияет на эффективность связывания кислорода, пока неясно. Так что до решения этой загадки пока очень далеко.

Говоря о лидерах, нельзя обойти вниманием абсолютного чемпиона по дальности ежегодного перелета: полярную крачку. Гнездовья этого вида располагаются выше северного Полярного круга, а на зиму крачки перемещаются в Антарктику. Но недавно оказалось, что о миграциях этой птицы мы знаем еще далеко не все, и, даже возведя в ранг чемпиона, мы, тем не менее, недооценили ее способности. Прикрепив к нескольким полярным крачкам сверхминиатюрные геолокаторы весом всего по 1,4 грамма, которые записывают в карту памяти продолжительность светового дня и время восхода и заката, орнитологи смогли нанести на карту перемещения одиннадцати птиц из Гренландии и Исландии. Оказалось, что, долетев до южных пределов, крачки не останавливаются, а продолжают перемещение вдоль кромки антарктических льдов, кто на запад к южной Америке, а кто на восток к Австралии. Дополнительный «крюк» по длине соизмерим с протяженностью «основного» перелета, то есть суммарная длина годовой миграции вдвое больше, чем думали прежде. Таким образом, за год каждая птица пролетает не 40 тысяч километров, как считалось ранее, а от 80 до 80 тысяч! За всю свою жизнь – а живут эти птицы более 30 лет – полярная крачка «накручивает на спидометр» более двух миллионов километров – как три полета на луну и обратно.

Но если искать абсолютного чемпиона по суммарной длине пути, проделанного за всю жизнь, то им окажется малый, или обыкновенный буревестник. Живет эта птица долго, до 50 лет, и за это время успевает пролететь около 8 миллионов километров. В числе лидеров по дальности перелетов – обыкновенная каменка. Эти птицы летят не с севера на юг, а с большим широтным смещением. Зимуют каменки в Африке к югу от Сахары, а для размножения улетают несколькими потоками. Один ведет в Гренландию и Канаду, для чего птицы пересекают Атлантический океан – это один из самых протяженных океанических перелетов, совершаемых воробьиными птицами. И при этом, в отличие от крачек, они не имеют возможности подкормиться. А другой – на север Евразии и Аляску. Птицам, летящим на восток ареала, на Аляску, необходимо перелететь через всю Сибирь, и суммарная протяженность маршрутов в оба конца составляет более 20 тысяч километров.


И, наконец, абсолютный чемпион по дальности беспосадочного броска – кулик малый веретенник. С Чукотки и Аляски стаи малых веретенников летят на зиму в Австралию и даже Новую Зеландию, и, как показало спутниковое наблюдение за птицами, помеченными радиопередатчиками, прямо через океан. Одна самка долетела с Чукотки до новозеландских берегов за восемь дней, преодолев без отдыха 11680 км! Не удивительно, что перед миграцией их тело на 55% состоит из жира, необходимого, чтобы обеспечить перелет без дозаправки топливом.


Краснова Елена Дмитриевна, канд. биол. наук, научный сотрудник Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Взрослые серые буревестники (Puffinus griseus) достигают 50-сантиметровой длины при размахе крыльев около 110 см. Эти птицы проводят в дальних перелетах до 200 дней в году. Активно мигрируя, серые буревестники добиваются того, что вокруг них всегда лето.

Соперничать с буревестником по дальности перелетов может только пепельная крачка.

В результате исследования, проведенного биологом Скоттом Шаффером и его коллегами из Калифорнийского университета, неожиданно выяснилось, что серые буревестники оказались рекордсменами живого мира по длине перемещения во время миграции.

Шаффер вместе с сотрудниками проследили путь перемещения серых буревестников, мигрировавших между побережьями Новой Зеландии, Аляски, Калифорнии и Японии. Для этого ученые использовали специальные радиомаячки весом 12 г, собиравшие основные данные — температуру, высоту полета, положение птиц и тому подобное.

Мониторинг проводился в течение двухсот дней. Каково же было удивление исследователей, когда они нанесли маршруты перемещения птиц на карту и узнали, что во время миграции длина перелета буревестника в среднем составила около 64 000 км!

Таким образом, получается, что это самый большой путь миграции из всех, когда-либо зафиксированных у животных с помощью точной электронной техники.

Оказалось также, что линии перелета напоминают гигантские восьмерки над Тихим океаном, то есть птицы вовсе не облетают его, как биологи полагали раньше. Такая необычная форма пути связана со многими факторами, среди которых самые существенные — это источники пищи, температура и даже линька.

В экваториальной области птицы перемещаются быстрее всего, пролетая до 1000 км в сутки.

В Новой Зеландии на ноги 33 птенцов этого вида были надеты специальные кольца-самописцы, фиксирующие температуру, уровень освещения и давление воздуха. Через год на то же место вернулись 16 окольцованных птиц, которых поймали и сняли кольца. Маршрут птиц определялся по значениям освещенности (то есть продолжительности светового дня) и температуры поверхности океана. Показатели давления давали информацию о том, когда буревестник нырял за рыбой.

После сопоставления всех данных картина миграций оказалась следующей: осенью, в конце апреля — начале мая, птицы стартуют из Новой Зеландии на восток. Перелетев Тихий океан, они оказываются в Чили, после чего перелетают в Северное полушарие, посещая Японию, Камчатку, Аляску, Калифорнию. На этом этапе буревестники пролетают по 880 км в день. При этом они не едят, пока не окажутся в пункте назначения. Переждав новозеландскую зиму на севере, буревестники мигрируют на юг, возвращаясь в Новую Зеландию.

Эта небольшая белая птица с чёрной «шапочкой» на голове является рекордсменкой по длине миграционного пути. Для того, чтобы перезимовать, она улетает из Арктики в Антарктику, а весной возвращается обратно. За год полярная крачка пролетает в среднем около 70 000 км, а отдельные особи умудряются «намотать» более 80 000 км. Учитывая, что длина экватора составляет чуть более 40 000 км, получается, что перелёт крачки с полюса на полюс 2 раза в год равен тому, чтобы полностью облететь весь земной шар.

Полярная крачка

Полярная крачка образует отдельный вид в семействе крачковые и является исконным обитателем холодных арктических земель. Гнездится она в северных землях Канады, на Аляске, на всём побережье Гренландии, в Скандинавии и тундровой зоне России от Кольского полуострова до Чукотки. Когда в Арктике наступает холодная осень, птица устремляется на юг. Практически всё время она проводит над морской гладью и смещается всё южнее и южнее, пока не достигает вечных льдов Антарктики. В это время в южном полушарии лето, и маленькая пичуга является единственным существом на планете, которое видит лето два раза в году.


Полярная крачка сидит на снегу

В один конец птица при этом пролетает 19 тысяч километров. Всего же за год она «наматывает» более 80 тысяч километров. Продолжительность жизни данного вида составляет в среднем 20 лет. За этот срок отдельные птицы преодолевают 2,4 млн. км. Больше никто из пернатых не может похвастаться такими расстояниями.

Можно привести пример. Летом 1982 года птенец был окольцован на полуострове Лабрадор (Канада). В октябре того же года его обнаружили в Австралии возле Мельбурна. При этом молодая птица преодолела 22 тысячи км. Другого пилигрима, также окольцованного на Лабрадоре, нашли через 4 месяца в Южной Африке. Отсюда видно, что полярная крачка путешествует по всему миру, а расстояния для неё не являются преградой. Но весной птица неизменно возвращается в северную тундру и приступает к размножению.

Внешний вид

Эта птица очень похожа на чайку, но туловище у неё короче, а крылья длиннее. Длина туловища от кончика хвоста до кончика клюва достигает 33-40 см. Размах крыльев составляет 74-85 см. Вес колеблется в пределах от 90 до 130 грамм. Зрительно птица кажется большой за счёт длинных крыльев. Верхняя часть головы чёрная. На туловище оперенье белое. На груди, наружной стороне крыльев и спине имеется светло-серый налёт.

Хвост сверху белый, снизу светло-серый. Клюв тёмно-красный, ноги короткие, лапы перепончатые. Хвост имеет вилкообразную форму. Самцы от самок внешне никак не отличаются. В зимний период у птицы белеет лоб. Молодёжь на первом году жизни имеет буровато-пёстрый налёт на спине, а длина хвоста короче, чем у взрослых птиц. На втором году все возрастные особенности исчезают.

Размножение и продолжительность жизни

Полярная крачка прилетает в родную арктическую тундру после длительных путешествий в самый разгар весны. Птица эта придерживается моногамных отношений, поэтому пара образуется на всю жизнь. Ухаживания сопровождаются «танцами» в воздухе, при этом самец дарит даме сердца небольшую рыбку. Если та принимает подарок, то птицы начинают летать вместе и издают разнообразные трескучие звуки.

Гнездо устраивается обычно на берегу водоёма. Летом в тундре много озёр, и птицы располагаются возле них. Но больше любят маленькие островки, окружённые со всех сторон водой. На островах обычно селится несколько пар. Они образуют малочисленную дружную колонию. Конфликты среди крачек практически никогда не возникают очень. Гнездо очень примитивное. Самка разгребает траву или мох и в это углубление откладывает яйца. Их обычно бывает 2 или 3. В насиживании принимает участие как самка, так и самец. Инкубационный период продолжается 22-27 дней.

Эти птицы очень смелые. В случае опасности они бесстрашно нападают и на хищную птицу, и на песца, и на человека. При этом в ход пускают свой крепкий клюв. Его удар очень ощутимый. Поэтому людям не следует подходить близко к гнёздам этих агрессивных пернатых без головного убора, так как можно получить серьёзную травму. Такое бесстрашие привлекает куликов, уток и других мирных птиц. Они стараются гнездиться рядом с крачками, так как те распугивают всех хищников вокруг.

Вылупившиеся из яиц птенцы покрыты пухом. Уже через пару дней они начинают активно исследовать близлежащую территорию, но от гнезда не отдаляются. В случае опасности разбегаются и прячутся за кочками или в траве. Родители кормят малышей в течение месяца.

Поведение и питание

Во время миграций полярная крачка питается рыбой, крилем, моллюсками и ракообразными. Она парит над морской гладью на высоте 10-12 метров и высматривает добычу. Прекрасно ныряет, но на небольшую глубину. В период гнездования довольствуется водяными насекомыми, личинками, мелкой рыбёшкой. Та обычно не бывает в длину больше 5 см. Из растительной пищи клюёт ягоду.

Численность

В целом численность вида находится на стабильном уровне. По подсчётам специалистов на сегодняшний день в мире живёт не менее 1 миллиона полярных крачек. Но птицы рассредоточены на огромной территории, охватывающей практически весь земной шар. Даже в период гнездования они расселяются на очень большой площади. Поэтому этот миллион в глаза никак не бросается. Колонии небольшие и располагаются на приличном расстоянии друг от друга. В прежние времена перья птиц шли на дамские шляпки, поэтому крачек отлавливали. В наши дни данный вид никакой коммерческой ценности не представляет.

По характеру сезонных миграций все птицы делятся на перелётных, кочующих и оседлых. Первые ежегодно совершают перелёты в определённых направлениях с мест гнездования на зимовья и обратно, возвращаясь почти всегда в места гнездования в предыдущем году. Вторые в негнездовое время кочуют в ближайшие местообитания - такие кочёвки постоянных направлений не имеют. Третьи целый год оседло живут на одном участке. В одних частях ареала птицы определённого вида могут быть перелётными, а в других - вести кочевую или даже оседлую жизнь. Во время миграций на места зимовки и обратно к гнездовым областям перелётные птицы обычно придерживаются определённых направлений (миграционных путей), скапливаясь во время перелёта в экологически благоприятных местах. Во многих крупных городах в умеренном климате сформировались популяции некоторых видов птиц, которые стали вести оседлый образ жизни, например кряквы. Все они гнездятся в самом городе или его окрестностях и отказались от сезонных миграций. Возникновение подобных оседлых популяций в крупных городах связано с круглогодичной подкормкой птиц людьми, наличием доступного корма и отсутствием многих естественных врагов.

Среди сезонных миграций птиц, происходящих на протяжении года, выделяют следующие формы: послегнездовые кочёвки, осенне-зимние кочёвки, осенний перелёт, весенний перелёт. Миграционные пути птиц состоят из множества отрезков, между которыми птицы отдыхают, ищут корм. Миграции изменчивы по срокам, а их траектории могут меняться из года в год и из сезона в сезон. Одна и та же особь в различные годы может использовать различные миграционные пути, а в отдельные годы вообще не мигрировать. Абсолютным чемпионом по дальности миграций считают полярную крачку, мигрирующую сезонно из Арктики в Антарктику, преодолевая за год расстояние до 70-90 тысяч км. Также одну из самых длинных миграций в мире, длительностью до 26 тысяч км, совершает круглоносый плавунчик.

Большинство крупных птиц перелетают стаями, часто формируя регулярные расположения птиц, такие как V-образный «клин» из 12-20 птиц. Такое расположение помогает птицам уменьшить энергетические затраты на перелёт. Незначительное число видов всегда летят поодиночке (некоторые дневные хищники, кукушки и др.). Маршрут миграции малого веретенника, прослеженный при помощи спутника, на пути на север из Новой Зеландии достигает протяжённости около 10 тысяч км. Основным фактором, определяющим сроки прилёта и отлёта перелётных птиц, является наличие кормовой базы. Немалое значение для сроков миграций имеет также длина пути; в отдельных