Путешествия китайских мореплавателей в 15 веке. «Плавучие сокровищницы» Поднебесной империи. Семь путешествий Чжэн Хэ

Спецпроект Ч

Путешествия по Китаю



Цена действительна на момент публикации , на момент бронирования цена может поменяться, т.к. меняются тарифы на авиабилеты! Чтобы снизить риск пересчета тарифа, можно воспользоваться клубной системой ()

Под руководством знающего проводника и местных гидов, небольшой группой –
настоящие приключения.

Путешествие из Пекина в Шанхай , 8 дней (Язык общения английский)
Маршрут: Пекин-Сиань-Сучжоу-Шанхай (категория YOLO*)


Программа тура:

12 марта вылет из Москвы в Пекин
13 марта прилет в Пекин
13-20 марта экспедиция (полное описание программы смотрите ниже)
20 марта вылет в Москву

Стоимость тура на одного человека - 1061 евро upd 23.02 Подорожало. Теперь 1153 евро

Программа экспедиции:

День 1 Пекин
Прибытие и размещение в отеле. Вечером встреча с группой и гидом

День 2-3 Пекин
Два дня изучаем Пекин – один из самых впечатляющих и ярких городов мира. Нас ждут Великая китайская стена, монументальный подвиг китайского народа, отчетливо видимый даже с Луны, не менее монументальная и одна из самых больших площадей в мире -площадь Небесного Спокойствия Тяньаньмэнь и Императорский дворец Гугун – запретный город, в 9999 комнатах и помещениях которого бережно хранятся предметы императорского быта. Чайная церемония. Музей Жемчуг.
Продолжаем самостоятельно изучать город, прогуливаемся к Храму Неба, Летнему Дворцу или действующему тибетскому монастырю Юнхэгун (Yonghegong) и, самое главное, по безумным пестрящим пекинским рынкам.
Вечером третьего дня запасаемся доброй порцией утки по-пекински и ночным поездом отправляемся в Сиань

День 4-5 Сиань
Нас ждет ознакомительная прогулка по одному из самых интересных мест Сианя – мусульманскому кварталу и к Великой Мечети Хуацзюесы, недалеко от Барабанной стены. Здесь можно перекусить
Приготовленной на уличных лотках едой, отдохнуть вдали от городской суеты и встретить закат. В этом спокойствии можно потеряться до утра и встретить рассвет вместе с многочисленными местными жителями, начинающими свое утро с занятий тай-чи
Следующим утром мы отправляемся в Биньмаюн- древнюю долину терракотовых воинов, смотрящих на восток и охраняющих гробницу императора Цинь Шихуанди.
Вечером садимся на поезд и двигаемся дальше – в Сучжоу.

День 6 Сучжоу
Культурная столица, город Сучжоу, стоящий на Великом китайском канале и простирающийся от озера Тайху на юго-западе до реки Янцзы, называют китайской Венецией. Город, окруженный водой, известен и своими китайскими садами.
Нас ждет один из самых изысканных садов – Сад мастера рыболовных сетей (Ваншиюань) или Сад Рыболова, триумф соединённых вместе искусства, природы и архитектуры, с террасами, прудиками и плывущими над головой розовыми облаками.

День 7 Шанхай
Утром прибываем в ультрамодный и одновременно очень китайский Шанхай и отправляемся на прогулку. Вечером можно зайти в местный караоке-клуб, затеряться в толпе главной торговой улицы города Nanjing или прогуляться вдоль набережной Вайтань (Бунд), – ярмарке зодчества десяти тысяч государств и наполненной словно ожившей историей, воплощенной в 52 здания различных архитектурных стилей и эпох.

День 8 Шанхай
Завершение экспедиции, вылет в Москву

В стоимость входит: прямой перелет Москва – Пекин, Шанхай – Москва, транспорт по программе (поездки на поезде, автобусе), проживание по программе (5 ночей в отелях и гестхаусах, 2 ночи в поезде), Экскурсия на Великую Китайскую стену, ознакомительная прогулка по Сианю и Шанхаю + опционно, поход в клуб-караоке в Шанхае, англоязычный сопровождающий.


Трансфер

Дополнительно оплачивается: , виза: 3000 рублей:



Из Гонконга в Пекин , 18 дней (Язык общения английский)
Маршрут: Гонконг-Яншо-Три ущелья-Сиань-Шанхай-Пекин (категория YOLO*)

Мы увидим все самое интересное из того, что может предложить Китай. Его первозданную природную красоту, не пропустив при этом самые знаменитые города и места. В Шанхае мы посмотрим в лицо будущему, по Великой китайской стене прогуляемся пешком назад в прошлое, а во время прогулки по могучей реке Янцзы увидим настоящее повседневной деревенской жизни, контрастирующей с гламурным Гонконгом.

Программа тура:

24 февраля вылет из Москвы в Гонконг
25 февраля прилет в Гонконг
25 февраля-14 марта экспедиция (полное описание программы смотрите ниже)
14 марта вылет в Москву

Стоимость тура на одного человека 1517 евро upd 1.02 Продано

Программа экспедиции:

День 1 Прибытие в Гонконг. В 18.00 встреча в месте, указанном в письме, которое вы найдете на ресепшн отеля, где Вы встретите лидера группы и других членов группы. Посетите рынок Стэнли или Натан-роуд для небольшого шопинга или поймайте непревзойденный вид на Гонконг с пика Виктория.

День 2 Во второй половине дня мы отправимся на электричке в Шэньчжэнь, чтобы сесть на ночной поезд, который унесет нас в местечко Гуйлинь в провинции Гуанси. Поезда в Китае являются основным видом транспорта и отличным способом путешествовать.

День 3-5 Ранним утром из Гуйлинь на местном общественном автобусе мы отправимся до маленького городка Яншо (около полутора часов). Здесь раскинулась река Ли, известняковые карстовые горы, чередующиеся с живописными деревеньками с их зелеными рисовыми полями. Это, пожалуй, самый известный живописный аттракцион в Китае. Во второй половине шестого дня мы сядем на обратный автобус в Гуйлинь, чтобы попасть на ночной поезд в Ухань (дорога займет 12 часов).

День 6-9 Сегодня нас ждет пятичасовая поездка к плотине трех ущелий. Это место одновременно является вдохновением для многих поколений художников и базой для международного спорта, одним из живописнейших природных чудес света и невероятным подвигом современных технологий. Нас ждет двухдневный поход на лодке по реке Янцзы, с остановками в самых интересных местах.

В зависимости от сезона и уровня воды мы будем ночевать на лодке или в городке Fengjie. На лодке у нас будут кабины, рассчитанные на два человека с отдельными удобствами, а питаться можно будет в ресторане на борту. На десятый день мы отправимся в город Сиань.

День 10-12 Древний город Сиань, в прошлом столица Китая в течение многих лет, является домом для одной из величайших археологических находок – Терракотовых воинов. 2000-летние статуи в натуральную величину были размещены в подземных хранилищах, пока не были обнаружены фермером в 1974 году. Так же в Сиане находятся и лучшие продуктовые рынки страны. Мы изучим мусульманский квартал и его безмятежную Великую мечеть, а так же экзотические местные продуктовые лавки и городскую стену времен величественной династии Мин. На 13 день мы сядем в ночной поезд до Шанхая (около 16 часов).

День 13-15 Микс двадцать первого века и архитектуры характерной для старого мира делают Шанхай ярким импульсом нового Китая.

В Шанхай мы прибудем в полдень и отправимся на прогулку по Бунда, с его великолепным массивом зданий, выполненных в стиле ар-деко. Затем мы перейдем реку, чтобы осмотреть достопримечательности современного финансового центра Пудун с его небоскребами. Исследуйте загруженный сад-базар Yu Yuan, французский квартал (концессию), и обязательно внушительный Шанхайский музей, на который не жалко потратить половину, если не весь день. Тут находится одна из лучших коллекций китайской бронзы и произведений искусства. Еще одной из визитных карточек Шанхая являются ночные выступления акробатов, на которое мы так же вам рекомендуем сходить. Вечером 16 дня мы сядем на ночной поезд, который за 12 часов домчит нас до Пекина.

День 16-17 В Пекин мы прибудем рано утром, что даст нам достаточно времени для посещения главных достопримечательностей столицы Китая: площадь Тяньаньмэнь, Запретный город и храм Неба. Утром восемнадцатого дня мы отправимся к Великой китайской стене (стоимость входного билета на стену не входит в стоимость тура).

День 18 Окончание экспедиции

В стоимость входит: прямой перелет Москва – Гонконг, Пекин – Москва, транспорт по программе (поездки на поезде, автобусе, микроавтобусе, лодке), проживание по программе (10 ночей в отелях и гестхаусах, 5 ночей в поезде, 2 ночи на лодке), исследование Реки Янцзы, экскурсия на Великую стену, ознакомительная прогулка по Сианю и Шанхаю, англоязычный сопровождающий.

Можно оплатить гарантированное проживание в сингле (одноместный номер, кроме 5 ночей, проведенных в поезде), цена по запросу.
Трансфер
из аэропорта до первого отеля и из последнего отеля до аэропорта самостоятельный , за дополнительную плату можно забронировать трансфер из аэропорта до первого отеля.

Дополнительно оплачивается: спортивная медстраховка с максимальным покрытием рисков в 100000 евро 3,5 евро в день, питание, личные расходы, виза: 3000 рублей:
Срок оформления 12 календарных дней (за исключением праздничных дней), возможно оформление срочной (7 рабочих дней) и сверхсрочной визы (5 рабочих дней), стоимость запрашивайте.
Документы, требуемый для оформления визы:
1. Заграничный паспорт, действительный не менее чем 6 месяцев на дату подачи документов в консульство, с личной подписью клиента и двумя свободными страницами.
2. Справка с места работы с указанием должности и дохода.
3. Две цветные фотографии 3 х 4 см или 3,5х 4,5 см.

Экспедиция гранд-тур в Китай , 11 дней (Язык общения РУССКИЙ )
Маршрут:
Шанхай-Пекин-Сиань-Лоян/Шаолинь-Сучжоу-Ханчжоу-Шанхай

Программа тура:

2 июня вылет из Москвы в Пекин
3 июня прилет в Пекин
3-13 июня экспедиция (полное описание программы смотрите ниже)
13 июня вылет в Москву, прилет в тот же день

upd 29.12 Внимание, тур на даты 2-13 июня продано, возможен такой же тур с 16 июня по той же цене!
при группе от 10 чел и более 1530 евро с человека
при группе 6-9 чел. 1728 евро с человека

Программа экспедиции

1 день. 3 июня. Пекин
Прилет в Пекин, размещение в отеле 4*.
Легкий
Экскурсионная программа: ламаистский Храм Юнхэгун. Пешая прогулка по знаменитой торговой улице Дашилань.
Ужин в ресторане «Пекинская утка».

2 день. 4 июня. Пекин
Завтрак в отеле.
Экскурсионная программа: Великая китайская стена, участок Бадалин (60 км).
Обед в загородном ресторане китайской кухни.
Экскурсионная программа: Летний Императорский Дворец (парк Ихэюань.)
Возвращение в отель. Свободное время
По желанию за доп.плату – Пекинская опера или Цирк (от 20$ с 1 чел.).

3 день. 5 июня. Пекин – Сиань (на поезде)
Завтрак в отеле.
Экскурсионная программа: площадь Тяньамьмэнь, Зимний Императорский Дворец (Музей Гугун).
Обед в ресторане китайской кухни
Экскурсионная программа: Храм Неба (Тяньтань).
Пекинский зоопарк.
Выезд поездом в Сиань (древняя столица Китая).

4 день. 6 июня. Сиань
Приезд в Сиань. Встреча на вокзале с русскоговорящим гидом, трансфер и размещение в отеле 4*, завтрак в отеле.
Обед в ресторане китайской кухни.
Экскурсионная программа: Старинная городская стена, Исторический музей или городской парк.
Вечером пешая прогулка по антикварной улице Вэньхуацзе.

5 день. 7 июня. Сиань
Завтрак в отеле.
Экскурсионная программа: древняя стоянка эпохи матриархата Баньпо, Терракотовое войско императора Циньшихуана.
Обед в ресторане китайской кухни.
Экскурсионная программа: Большая Пагода Диких Гусей (Даяньта).
Ужин «Банкет пельменей» (традиционная кухня провинции Шэньси).
Возвращение в отель. Свободное время.

6 день. 8 июня.Сиань – Лоян
Завтрак в отеле.
Трансфер на железнодорожный вокзал.
Выезд экспресс-поездом в Лоян (древняя столица Китая).
Прибытие в Лоян. Встреча с русскоговорящим гидом.
Обед в ресторане китайской кухни.
Экскурсионная программа: Храм Белой лошади Баймасы (только снаружи), Храмы-гроты Лунмэнь.
Трансфер и размещение в отеле 4*.
Ужин в китайском ресторане.

7 день. 9 июня. Лоян – Шаолинь – Чжэнчжоу
Завтрак в отеле.
Экскурсионная программа: монастырь Шаолинь и Лес Пагод Талинь.
Обед в ресторане китайской кухни.
Выступление мастеров Ушу (за доп. плату от 15 $ / чел.).
Трансфер в Чжэнчжоу.
Размещение в отеле 4*.

8 день. 10 июня. Чжэнчжоу – Сучжоу
Завтрак в отеле.
Трансфер на жд вокзал.
Выезд в Cучжоу скоростным поездом (сидячий вагон, в пути 5,5 часов)
Прибытие в Сучжоу.
Экскурсионная программа: Сад Скромного Чиновника, Музей шелка.
Ужин в ресторане китайской кухни.
Размещение в отеле 4*

9 день. 11 июня. Сучжоу – Ханчжоу
Завтрак в отеле.
Экскурсионная программа: Сад Рыбака.
Отъезд в Ханчжоу.
Прибытие в Ханчжоу. Экскурсионная программа с обедом в ресторане китайской кухни: прогулка на катере по живописному озеру Сиху, Храм Прибежища Души Линъисы, Пагода Шести Гармоний, Музей чая (дегустация элитных сортов чая «колодец Дракона»)
Трансфер и размещение в отеле 4*

10 день. 12 июня. Ханчжоу – Шанхай
Завтрак в отеле.
Отъезд в Шанхай.
Прибытие в Шанхай. Трансфер и размещение в отеле 4*
Экскурсионная программа с обедом в ресторане китайской кухни: Сад Радости Юйюань, Храм Нефритового Будды Юйфосы, телебашня «Жемчужина Востока» (смотровая площадка), музей истории Шанхая.
Прогулка по пешеходной улице Нанкинлу. Прогулка по катере по Хуанпуцзян.
Ночь в отеле в Шанхае.

В стоимость тура входит: прямые перелеты: Москва-Пекин, Шанхай-Москва, экспедиция : трансферы по программе; Ж/д билеты Пекин – Сиань, Лоян – Сучжоу (купе на 4 чел с кондиционером);Ж/д билеты Сиань – Лоян (мягкий сидячий вагон с кондиционером);Проживание в стандартных номерах в отелях 4* по программе;Транспортное обслуживание по программе;Экскурсионное обслуживание, включая входные билеты и русскоговорящего гида, по программе;Питание по программе; медицинская страховка.
Дополнительно оплачивается:
виза 3100 рублей

  • Для всех туров дополнительно оплачивается: все личные расходы, все прочие расходы, не упомянутые в графе «в стоимость тура включено»; платы за разрешения на фото- и видеосъемку; чаевые (в отелях и ресторанах, гидам и водителям); дополнительные расходы

NEW идеи/маршруты КИТАЙ

Бурное развитие китайского мореплавания начинается в эпоху династии Сун (960—1279 гг.). А в первой трети XV столетия китайцы буквально потрясли мир своими гигантскими по масштабам морскими экспедициями под руководством выдающегося китайского флотоводца Чжэн Хэ. Во время семи плаваний, совершенных в 1405 — 1433 гг., китайские моряки посетили Зондские острова, Малакку, Таиланд, Шри-Ланку, Индию, Мальдивские острова, страны Персидского залива, Аден, Сомали, Малинди (Кения). Некоторые участники экспедиции побывали даже в священном городе мусульман Мекке.

Что за красочное зрелище! Сотни кораблей с поднятыми парусами медленно отходят от берега — величайшая флотилия всех времен. На носу каждого корабля сверкают глаза дракона, вселяющие ужас в души врагов и отгоняющие злых духов. Вокруг — множество мелких грузовых суденышек, призванных сопровождать экспедицию. Они везут тысячи тонн продовольствия и воды. Тысячи человек, отправившихся в далекий путь, не должны были ни в чем испытывать недостатка...

«Фан» — парус. Иероглиф с этим значением появился в Китае около 1000 г. до н.э. Первые китайские паруса очень напоминали плетеные из тростника циновки. А тип классической китайской джонки — с плоским дном и почти вертикальными носом и кормой — окончательно сформировался лишь к началу нашей эры.

Плавания Чжэн Хэ остались непревзойденными по числу кораблей и людей, участвовавших в них: так, в первой экспедиции приняло участие 317 кораблей с 27 870 людьми на борту, во второй — 249 кораблей, в третьей — 48 кораблей и 30 тысяч человек, в четвертой — 63 корабля и 28 560 человек, в седьмой — более 100 кораблей и 27 550 человек. На фоне этих астрономических цифр даже как-то неприлично вспоминать о трех каравеллах Колумба и всего-навсего сотне членов их экипажей...

Великий евнух императорского двора Чжэн Хэ был мусульманином, уроженцем южнокитайской провинции Юньнань. За 30 лет своей службы Чжэн Хэ не менее семи раз отправлялся в далекие морские экспедиции — то в качестве посла, то в качестве командующего флотом. Впервые он вышел в море в 1405 г.: император повелел ему разыскать своего беглого племянника, претендовавшего на трон. По слухам, он скрылся «где-то за морем».

Вышедшая на его поиски эскадра Чжэн Хэ явно была несоразмерна поставленной задаче: в нее входили 62 больших корабля каждый длиной 440 футов и шириной 180 футов, а на их борту находилось 17 800 человек. И это — не считая большого числа вспомогательных судов, которые везли запасы продовольствия, пресную воду, товары для торговли с туземцами, подарки иноземным правителям. С летним муссоном флот Чжэн Хэ двинулся на юго-запад: в Индокитай, на Яву, Суматру, Шри-Ланку (Цейлон), в Каликут.

Послов китайского императора ждал самый теплый прием в странах, куда они прибывали. «Все без исключения иноземцы соперничали, кто опередит других в преподношении чудесных вещей, хранящихся в горах или скрытых в море, и редкостных сокровищ, находящихся в водной шири, на суше и песках», — сообщает китайская хроника. Так, правитель Тьямпы, государства в Южном Вьетнаме, выехал встречать Чжэн Хэ на слоне. За ним на лошадях ехали самые знатные придворные шли парадом сотни солдат. Гремели барабаны, пели флейты. Казалось, вся держава готова была славить великого гостя.

За два года китайцы посетили около тридцати стран и островов. «В девятом месяце 1407 года Чжэн Хэ и остальные возвратились. Послы от всех стран прибыли с ними и предстали перед императором... Император был очень доволен, наградив всех титулами в соответствии с заслугами», — сообщает «История династии Мин».

Вновь и вновь отправлял император Чжэн Хэ в дальние моря. Его корабли причаливали к побережью Никобарских и Мальдивских островов, стран Персидского залива, побывали в Адене, Могадишо (Сомали), Малинди, на Занзибаре. Эскадра Чжэн Хэ посетила острова Рюкю, лежавшие близ Японии, Филиппины, Борнео и Тимор. Из дальних плаваний Чжэн Хэ доставлял к императорскому двору бесчисленные сокровища. «Приобретенные им неописуемые сокровища и товары трудно сосчитать», — говорится в «Истории династии Мин».

Лишь с острова Ява китайский адмирал привез «рог носорога, панцири черепах, орлиное дерево, укроп, голубую соль, сандаловое дерево, стручковый перец, древесную тыкву, борнеоскую камфару, бананы, бетелевые орехи, серу, красильный сафлор, сапановое дерево, молуккскую сахарную пальму, парадные мечи, плетеные циновки, бело-серых попугаев, обезьян». «Знаменем счастья», «знаком совершенного порядка и гармонии, утвердившихся в мире и империи», китайские хронисты сочли... живого жирафа, привезенного из Африки. В Китае увидели этого диковинного зверя впервые.

2 февраля 1421 г. корабли Чжэн Хэ вышли в пятое плавание — к берегам Аравии. В источниках оно задокументировано довольно точно: корабли достигли Адена, заходили в африканскую гавань Могадишо (Сомали). Плавание продолжалось точно полтора года. По его возвращении в 1423 г. ко двору императора были доставлены подарки из 15 стран, где побывала экспедиция. Казалось бы, что тут еще говорить? Но именно пятое плавание Чжэн Хэ уже в наши дни породило массу всяких слухов и спекуляций. Отставной британский моряк Гевин Мензис, выдвинул гипотезу столь же увлекательную, сколь и беспочвенную: по его мнению, корабли Чжэн Хэ в ходе пятого плавания... обошли весь земной шар и побывали в Америке, Австралии и Антарктиде!

Так как вся история пятого похода Чжэн Хэ хорошо известна, Гевин Мензис пустился на хитрость: по его мнению, эти открытия совершали отдельные эскадры, отделившиеся от китайского флота. Выяснить, так это или не так, не представляется возможным. Ну, а раз мы выходим за пределы возможного, то тут открывается широчайший простор для фантазии...

В целом малоубедительная гипотеза Мензиса вызвала шквал критики со стороны историков, и в первую очередь китайских историков. Однако, как бы то ни было, к XV в. в Китае действительно появляется несколько загадочных карт. Среди изображенных на них земель можно угадать и Австралию, и, возможно, даже Америку! А в марте 2006 г. специалисты из новозеландского университета Вайка-то объявили о том, что изученная ими китайская карта 1763 г., на которой изображены Америка, Австралия и Новая Зеландия, возможно, является подлинной копией другой, более ранней китайской карты — 1418 г....

Миссионеры-францисканцы, побывавшие в Китае в XVI столетии, стали первыми европейцами, в руки которых попали свидетельства, указывающие на китайские контакты с Австралией. В их числе была выгравированная на меди довольно грубая карта Зеленого континента. В 1961 г. в Гонконге была обнаружена старинная фарфоровая ваза, на которой изображена карта, отдаленно передающая очертания Восточного побережья Австралии. Еще одна подобная «фарфоровая карта» находится на Тайване. Она, как считают, изображает Южное побережье Новой Гвинеи, восточное и юго-восточное побережье Австралии вплоть до области Мельбурна, и грубую схему Тасмании. Другая «фарфоровая карта», датируемая 1477 г., представляет часть западного побережья Америки, некоторые тихоокеанские острова, включая Новую Зеландию, Австралию и Новую Гвинею, острова Юго-Восточной Азии и побережье Китая. А на «карте фра Риччи», хранящейся в Ватиканской библиотеке (эта карта создана миссионером-иезуитом Риччи в 1602 г. в Пекине на основе тогдашних китайских карт), изображена часть северного побережья Квинсленда.

Современные исследователи считают, что накануне эпохи Великих географических открытий мореплаватели Поднебесной империи не имели себе равных в мире. Почти все типы китайских кораблей теоретически были способны пересечь Тихий океан с запада на восток и достичь берегов Америки. Отчасти факт таких плаваний подтверждается находками в Новом Свете китайских изделий — монет, статуэток, оружия, а также характерных якорных камней. По-видимому, китайцы, ведя оживленную морскую торговлю, уже в первые века нашей эры посылали разведывательные экспедиции на северо-восток. Некоторые из них добирались до берегов Северной Америки и возвращались обратно. Однако тяжелые условия плавания и отсутствие перспектив для торговли привели к прекращению таких экспедиций.

Нет никаких сомнений в том, что в X—XV вв. китайский флот обладал достаточным потенциалом, чтобы совершать рейсы и к берегам Австралии. Доктор Алан Торн, сотрудник Австралийского Национального университета, считает, что китайцы уже в довольно ранние времена совершали иccлeдoвaтeльcкиe рейсы в Индонезию и к берегам Австралийского континента. Проводниками в незнакомых водах им могли служить яванцы, с которыми китайцы торговали на протяжении столетий и которые, несомненно, имели гораздо лучшие знания о землях, лежащих к югу. Во всяком случае, представления о существовании далекой и таинственной «земли на юге» появляются в очень ранние времена китайской истории.

В 1424 г. император Чэнцзу, покровитель прославленного флотоводца, умер. Когда в 1433 г. Чжэн Хэ в последний раз возвратился в Китай, это уже была другая страна — страна, отгородившаяся от всего внешнего мира. Почти пять столетий Китай оставался в изоляции. За это время его хозяйство пришло в упадок. Обветшавшая, разворованная собственными чиновниками страна, стала легкой добычей других держав. Лишь к концу XX в. Китай начал понемногу приближаться к ведущим государствам мира. Если Чжэн Хэ и не открыл Америку, то, по крайней мере, он открыл простую истину: любой изоляционизм ведет к катастрофе, какими бы красивыми лозунгами он ни прикрывался...

В 1405 году, почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю человечества. Им командовал адмирал-евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызывала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты.
Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. О небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

Культурное наследие Китая, оставшееся с тех времен, когда Китайская империя была могущественной державой (конец XIV - начало XV вв.) огромно, и следы его можно обнаружить во многих странах. Как свидетельствуют научные данные, географические карты были известны китайским морякам издавна, ещё до нашей эры. Так, на фрагментах китайского шелка времен правления первых императоров династии Мин можно найти контуры очертаний азиатских и сопредельных с ними стран, начиная с Японии и кончая государствами восточного побережья Африки. К культурному наследию следует также отнести путешествия китайских мореходов, имевшие место в начале XV века, которые, помимо всего прочего, несли слаборазвитым и изолированным от мира народам элементы высокой цивилизации. Образно говоря, на расстоянии многих тысяч километров Китай оставил после себя след гигантского колосса, имя которому - культура Китайской империи.
Китайцы за время развития своей цивилизации накопили большой опыт во многих сферах человеческой деятельности. Походы огромных кораблей, созданных волей императора Чжу Ди и посланных им бороздить просторы мировых океанов, явились кульминацией 800-летнего периода китайского мореплавания и исследований новых пространств. Ко времени, когда адмирал Чжэн Хэ отправился в путь, традиция торговли с Индией насчитывала уже более 600 лет! И даже во времена монгольского хана Хубилая, когда китайский флот был малочисленным, эта торговля не прекращалась. Китайские наука и технология опережали мировые аналоги. С конца XI в. на китайских кораблях появился компас - о свойствах магнита китайцы знали ещё с древности.«Кормчим ведомы очертания берегов, и ночью они определяют путь по звёздам, днём - по солнцу. Если же солнце скрыто за тучами, то пользуются они югоуказывающей иглой», - говорится о судовождении китайских моряков в одном трактате.

Развитие мореходства
У китайцев существовали куда более древняя традиция мореплавания, опыт хождения по морям, океанам и развития навигационной техники, нежели у какого-либо европейского народа. Огромный флот Чжэн Хэ, состоявший из гигантских «плавучих сокровищниц» и многочисленных кораблей снабжения, явился результатом воплощения в жизнь расширенной кораблестроительной программы, которая, в свою очередь, могла быть принята только по той причине, что ее поддерживала вся гигантская экономическая мощь Китайской империи. Крохотные каравеллы Кабрала, Диаша и Магеллана по сравнению с «плавучими сокровищницами» Чжэн Хэ выглядят прогулочными лодочками.
Императорский Китай достиг величия и превратился в могучую морскую державу, а его приморские города стали центрами мировой торговли. Так, город Кантон в начале XIV века, по словам одного европейского путешественника, побывавшего в нём, был равен трём Венециям. «Во всей Италии не наберётся столько товаров, сколько их есть в одном только этом городе», - замечает он. Из Китая в другие страны в это время вывозились в большом количестве шелка, фарфор, художественные изделия, а ввозились пряности, хлопчатобумажные ткани, лекарственные травы, стекло и другие товары. Китайские моряки обладали обстоятельными познаниями о ветрах, морских течениях, мелях, тайфунах, которые добывались многовековой практикой мореходов. В стране имелась обширная географическая литература, содержавшая описания заморских стран с подробными сведениями о товарах, привозимых из них в Китай.
Для развития торговли в Китае было создано более 300 видов судов - джонок. Сохранившиеся и доныне, они поражают своей мореходностью, вместительностью и практичностью. Все они очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника. В принципе конструкция джонок настолько рациональна, что почти без изменений дошла до нашего времени - то есть через несколько тысячелетий. Не каждому, даже, казалось бы, перспективному в свое время техническому изделию, выпадает такая судьба.
В истории упоминаются джонки, вмещавшие до тысячи человек. В китайских портах для далёких плаваний строились крупные морские суда, имевшие несколько палуб, множество помещений для команды и купцов; экипаж такого судна обычно насчитывал до тысячи моряков и солдат, что являлось необходимым на случай встречи с пиратами, которых особенно много было в водах Малайского архипелага. Эти суда приводились в движение парусами из тростниковых циновок, закрепляемых на подвижных реях, что позволяло менять положение парусов в соответствии с направлением ветра; при штиле эти суда передвигались с помощью больших вёсел.
Имеется достаточно оснований, чтобы перекроить всю историю Великих географических открытий и Западной цивилизации. Гигантский китайский флот под командой адмиралов Чжэн Хэ, Ян Цина, Чжоу Маня, Хон Бао и Чжоу Вэня, выйдя в грандиозное путешествие по Мировому океану, открыл и описал неизвестные прежде континенты, острова и страны. Китайцы прошли сквозь архипелаги, насчитывавшие в общей сложности до 17 тысяч островов, и нанесли на карту 10 тысяч миль побережья. В этой связи заявление адмирала Чжэн Хэ о том, что он и его адмиралы посетили около «трех тысяч стран - больших и малых», выглядит вполне реальным.
В научных кругах существует точка зрения, что китайские флоты прошли через Индийский океан к Восточной Африке, обогнули мыс Доброй Надежды, дошли до островов Зеленого Мыса. Потом, пройдя Карибское море, добрались до Северной Америки, Южной Америки и Арктики, доплыли до Мыса Горн, дошли до Антарктики, Австралии, Новой Зеландии и пересекли Тихий океан.
Любая «плавучая сокровищница» была в два раза длиннее и в три раза шире, чем корабль адмирала Нельсона «Виктория». Помимо этого, китайские корабли лучше выдерживали боевые повреждения и имели лучшую остойчивость. Это не говоря уже о том, что по сравнению с «Викторией» «плавучая сокровищница» могла находиться в открытом море целыми месяцами без захода в порты.
Китайские корабли могли находиться в море даже при самых неблагоприятных и суровых погодных условиях. Имевшиеся же на них средства навигации позволяли китайцам не только определять с большой точностью свое положение в Мировом океане, но и вычерчивать почти современные по очертаниям карты Земли. По расхожей версии, карта мира, скопированная с китайской, хранилась в португальской государственной сокровищнице почти 100 лет. Со временем это позволило португальским морякам добраться до изображенных на ней земель.
Но все эти достижения достались китайцам большой ценой. Так, из всего флота адмирала Хон Бао домой вернулись только четыре корабля, а из флота Чжоу Маня - всего один. За время шестого путешествия потери составили как минимум 50 кораблей. Потери в людском составе были также очень высоки: из 9 тысяч членов экипажа флота Чжоу Маня в Китай вернулись только 900 человек.
Если же рассуждать обо всех «Золотых флотах», то нетрудно прийти к выводу, что за время их странствий было потеряно до 3/4 всего экипажа. Часть людей умерла от болезней, часть погибла в море, но большая часть экипажей, вероятно, была оставлена в созданных китайцами по всему миру поселениях, которые со временем должны были превратиться в постоянно и четко функционирующую опорную систему колонизации на китайский манер.

Золотой флот империи
Об одной особенности империи Чжу Ди надо сказать отдельно - император опирался на слой, который не имел ни семьи, ни детей, ни наследников - это были евнухи. В отдельное время их число достигало 70 тысяч человек. Кастрированные для гаремов евнухи, кроме интересов государства, ничего не имели, но при Чжу Ди евнухи заняли ключевые позиции в армии, на флоте и, особенно, при дворе. К тому же, Китай опирался на идеологию буддизма, которая отличалась исключительной веротерпимостью и позволяла сосуществовать в империи и синтоистам, и тибетским приверженцам религии бон, и мусульманам, и язычникам.
Главной опорой императора была в целом китайская цивилизация. В отличие от Европы, где после эпохи античности наступил провал в виде «темных веков» средневековья, Китай развивался непрерывно. Астрономия, металлургия, медицина, агротехника - в любой из этих отраслей Китай на сотни лет опередил остальной мир. Порох, бумага, книгопечатание, бумажные деньги, фарфор, шелк - все это результат китайских разработок, при этом был создан уникальный так называемый «Золотой флот». Этот флот, который так назвали из-за его размеров и грандиозных затрат на его строительство, должен был выполнить волю императора. Но можно было бы назвать его и «Алые паруса» - сотни кораблей китайского флота были оснащены легкими и прочными парусами из алого шелка.
В то время как португальцы только начинали своё продвижение в южную часть Атлантического океана, китайский флот в составе до 100 различных кораблей с общим экипажем до 25-30 тыс. человек совершил семь плаваний на запад, посетив Индокитай, Яву, Цейлон, Малабарское побережье в Индии, Аден и Ормуз в Аравии. Китайские корабли побывали на сомалийском побережье Африки. В морях Малайского архипелага этот флот нанёс поражение многочисленным пиратским отрядам, которые препятствовали развитию морской торговли Китая со странами Южной Азии.
Эти экспедиции возглавлял великий китайский мореплаватель Чжэн Хэ, происходивший из незнатного рода и выдвинувшийся при дворе императора за свои военные заслуги. Экспедиции Чжэн Хэ не только укрепили влияние Китая в Южной Азии и поспособствовали росту его экономических и культурных связей, но и расширили географические познания китайцев: участники их изучили, описали и картографировали посещённые ими земли и моря. «Страны за пределами горизонта и у края земли стали ныне подвластны Китаю и до самых западных и самых северных краёв, а может быть, и за их рубежами, и все пути пройдены и расстояния измерены», - так оценивал результаты своих плаваний Чжэн Хэ.
Во главе Золотого флота был поставлен великий евнух Чжэн Хэ. Мусульманин по вере, он был выдающимся деятелем империи. Золотой флот был воплощением величия и амбициозных намерений Поднебесной. В него входили «плавучие сокровищницы», военные корабли, зерновозы, водовозы, ремонтные базы и т.д. Это были: «бинчуань» - «корабли для воинов», «мачуань» - «корабли для лошадей», «лянчуань» - «корабли для зерна» (и вообще суда для продовольствия) и даже своеобразные «танкеры» для пресной воды.
«Плавучая сокровищница» была по размерам чуть ли не стадионом - около 150 метров в длину и 40 метров в ширину (в других источниках приведены другие величины). На ней было 10 мачт. Ее строили из трех слоев крепчайших деревьев. Она была разделена на 16 водонепроницаемых отсеков, и затопление даже нескольких из них еще не вело к гибели корабля. Руль по высоте был около 10 метров. Были сменные кили. Флот имел все для долгого плавания. Даже дрессированных морских выдр, чтобы они загоняли рыбу в сети. Имели собак для свежего мяса. В бочках росла соя - чтобы избежать цинги. Экипажи умели опреснять воду. Ехали астрономы, геологи, агрономы. Флот мог до трех месяцев плыть вдали от берегов и преодолевать до 10 тысяч километров. Численность личного состава флота составляла до 30 тысяч человек.
Еще до начала шестого, самого грандиозного, путешествия китайского Золотого флота император Чжу Ди подчинил Китаю фактически всю Юго-Восточную Азию, включая Маньчжурию, Корею и Японию. Его стараниями обрел новую жизнь Великий шелковый путь на всем протяжении от Китая до Персии (нынешнего Ирана). Под сильным влиянием Китая, кроме того, находилась Центральная Азия, а Индийский океан превратился в своего рода «китайское озеро». Походы китайского Золотого флота в 1421-1423 гг. еще больше расширили владения и влияние Китайской империи в регионе.

Исторические предпосылки
Китайцы давно знали, что Земля - это шар, знали и примерные его размеры. Умели определять широту и, с ошибками, долготу. У них был опыт плавания по теплым и ледяным морям. При этом, с точки зрения инженерных знаний, приведенные выше размеры для деревянного парусного судна кажутся слишком большими. Однако найденный в 2000 году фолиант - «Сказание о Небесной Деве, хранящей Высокого духом по повелению Великого Владыки» - неопровержимо доказывает, что гигантская «плавучая сокровищница» Чжэн Хэ - не вымысел, а исторический факт. Участвовавший в пятом плавании Чжэн Хэ буддийский монах Шэн Хуэй перед смертью надиктовал его содержание своему ученику. На иллюстрации изображен флот Чжэн Хэ в походном строю, а также охраняющая его Небесная Дева - посланница морского божества. На картине суда Чжэн Хэ идут строем из пяти линий по пять вымпелов в каждой. Все суда похожи друг на друга обводами и размерами, их «нос и корма вздымаются дерзко, борта высятся стенами, а чрево в глубины просело». Приведенные в фолианте данные вносят весомый вклад в воссоздание достоверного облика «плавучей сокровищницы» Чжэн Хэ.
Найденные к настоящему времени подводные останки подтверждают, что древнекитайские суда действительно имели очень полные обводы. В последние годы у берегов Китая были сделаны несколько находок останков затонувших кораблей времен династий Сун, Юань и Мин (960-1644 гг.). Некоторые из найденных кораблей были обмерены научным сотрудником Национального музея Китая Ван Гуаньчжо. По его словам, среди кораблей есть имеющие соотношение длины к ширине на уровне 2,4:1, однако их нельзя сравнить с «плавучей сокровищницей». В целом находки свидетельствуют, что в это время в Китае получили распространение «полные» суда.
Согласно данным фолианта, Чжэн Хэ отправился в Западный (Тихий) океан на «корабле из 2 тысяч материалов». Эта характеристика совпадает с указанием другого источника. В надписи на каменной стеле из монастыря Цзихайсы в Нанкине говорится: «В третий год Юнлэ (1406 г.) полководец взошел на корабль из 2 тысяч материалов. Войско заняло 8 кораблей».

Экспансия
Для достижения своих целей адмирал Чжэн Хэ иногда прибегал и к вооруженной силе. Так, например, в 1405 году во время первой экспедиции Чжэн Хэ потребовал передачи китайскому императору священных буддийских реликвий Ланки: зуба, волоса и чаши для подаяний Будды, являвшихся важнейшими реликвиями и атрибутами власти сингальских царей.
Получив отказ, Чжэн Хэ вновь вернулся на остров в сопровождении отряда из 3000 человек, ворвался в столицу, захватил в плен царя Вира Алакешвару, членов его семьи и приближённых, доставил их на корабль и увез в Китай.
Во время четвёртого путешествия при обычном на этом маршруте посещении государства Пасай на севере Суматры, флоту адмирала пришлось принять участие в происходившей борьбе между признанным Китаем монархом Зайн аль-Абидином и претендентом по имени Секандер. Китайский флот привез дары от императора для Зайн аль-Абидина, но не для Секандера, что вызвало гнев последнего, и он напал на китайцев. Чжэн Хэ сумел обернуть случившееся себе на пользу, разбить его войска, захватить в плен самого Секандера и отправить его в Китай.
После смерти императора Чжу Ди, морские экспедиции на время были приостановлены, а сам Чжэн Хэ семь лет служил начальником гарнизона в Нанкине. Во время последнего, седьмого, путешествия Чжэн Хэ было за 60 лет. Он уже лично не посещал многие страны, куда заходили китайские корабли, и вернулся в Китай в 1433 году, в то время как отдельные подразделения флота под командованием его помощников посетили в 1434 году Мекку, а также Суматру и Яву.
Экспедиции Чжэн Хэ способствовали культурному обмену африканских и азиатских стран с Китаем и установлению торговых отношений между ними. Были составлены подробные описания стран и городов, которые посещали китайские мореплаватели.
На основе материалов и сведений, собранных участниками морских экспедиций Чжэн Хэ, в минском Китае в 1597 году Ло Мао-дэном был написан роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан» («Сань бао тай цзянь Си ян цзи»). Как указывал китаист А.В. Вельгус, в нём много фантастики, однако в некоторых описаниях автор определенно пользовался данными исторических и географических источников. Под руководством Чжэн Хэ флотилия посетила более 56 стран и крупных городов Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана.
Первое плавание Чжэн Хэ состоялось в 1405-1407 годах по маршруту Сучжоу-берега Тямпы-остров Ява-Северо-Западная Суматра-Малаккский пролив-остров Шри-Ланка. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, флотилия двинулась к торговым городам Малабарского побережья Индии, добравшись до самого крупного индийского порта - Каликута. Примерно такими же были маршруты второго (1407-1409) и третьего (1409-1411) походов. Четвёртая (1413-1415), пятая (1417-1419), шестая (1421-1422) и седьмая (1431-1433) экспедиции доходили до Ормуза и африканского берега в районе современного Сомали, заходили в Красное море. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного, составляли карты. В них регистрировалось время отплытия, места стоянок, помечалось расположение рифов и мелей. Были составлены описания заморских государств и городов, политических порядков, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, вёл торговлю.

Китайский застой
Потери Золотого флота Чжэн Хэ для империи оказались огромны - как в кораблях, так и в личном составе. Они были чувствительны даже для такой могучей державы, как Китайская империя. Тем не менее, задание, данное императором Чжу Ди своим адмиралам, было выполнено. Это был величайший успех, которого еще не добивалась ни одна держава в мире. Достижения китайцев в начале XV в. можно назвать крупнейшими достижениями всего человечества. Замысел императора Чжу Ди описать весь подлунный мир и сделать его данником Поднебесной империи мог осуществиться…
Так во всяком случае думали китайские адмиралы, возвращаясь к себе на родину. Однако они обнаружили на родине такие радикальные перемены во внутренней и внешней политике, что мысли о мировой экспансии исчезли у них сами собой. Китай, куда они вернулись, полностью изменился. Умирающий император Чжу Ди уже ни на что не мог влиять, а пришедший к власти кабинет мандаринов целенаправленно разрушал созданную бывшим императором государственную систему, целью которой было овладение миром. С отдаленных земель дань больше не собирали, крупных научных экспериментов не проводили, грандиозные предприятия канули в лету. Китай постепенно погружался в болото изоляции от всего остального мира. Евнухи-адмиралы были уволены со службы, их корабли пущены на слом или поставлены на прикол у стенки гавани - догнивать. Карты, лоции, корабельные журналы, дневники, описания путешествий и прочие ценнейшие документы были по приказу новых хозяев Морского министерства уничтожены. Великие достижения Чжэн Хэ отмечены не были, а со временем о них просто забыли.
Причина была довольно прозаичной. Через два месяца после отплытия флота Чжэн Хэ над Запретным городом в Пекине разразилась буря и начался пожар. Огонь уничтожил почти весь город и даже трон императора. Погибли сотни людей. Император Чжу Ди расценил все как гнев Неба и передал власть сыну. Но мандарины требовали более решительных мер: отстранить евнухов, отказаться от внешней экспансии, так как Великая стена, Великий канал и Золотой флот требовали грандиозных затрат. Только лесов для судов было вырублено столько, что Вьетнам восстал и отделился от Китая.
В сентябре 1424 года император Чжу Ди умер, а его сын запретил строить «плавающие сокровищницы» - даже чертежи были уничтожены. Сожгли все отчеты, карты и вообще любые поездки китайцев за рубеж запрещались.
На землях Китая воцарилась гармония застоя в духе Конфуция. Связи с внешним миром были сведены к минимуму, а доходы от внешней торговли упали. Со смертью Чжу Ди в мире возник некий вакуум, который сразу же был заполнен португальцами и испанцами. А после 1644 года и смены династии Мин на династию Цин изоляция усилилась. Китай впал в летаргию…

Владимир Головко ,
Евгений Петропавловский
г. Киев

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Принято считать, что последним российским императором был Николай II. Но это не так. Правление династии Романовых закончилось царствованием младшего брата Николая Александровича - великого князя Михаила Александровича Романова, просто оно было рекордно коротким: всего одни сутки - со 2 по 3 марта 1917 года.

В истории немало тайн и загадок, однако, как правило, время - лучший помощник в их разгадывании. Ну, например, ещё совсем недавно не только в школьных учебниках, но даже и в серьёзных книгах утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облачённый в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно. Зато сегодня, посетив Музей оружия в английском городе Лидсе, вы можете увидеть, как облачённые в металлические доспехи эпохи Тюдоров рыцари не только сражаются друг с другом на мечах, но и совершают в них прыжки, что кажется совсем невероятным. Однако были ведь и ещё более совершенные рыцарские латы, принадлежавшие королям, и в частности, королю Генриху VIII.

Как известно, столица Польши находится в Варшаве, но сердце страны, безусловно, бьётся в Кракове. В этом городе с его уникальной средневековой архитектурой живёт сама душа Польши.

В 2019 году исполнилось ровно сто лет с тех пор, как была создана Первая конная армия под командованием С.М. Будённого, ставшая символом победы Красной армии в Гражданской войне. В годы советской власти о подвигах буденновцев написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов, но ряд интересных фактов до сих пор неизвестны широкой публике.

Греко-персидские войны - один из самых великих и трагических периодов в истории Древнего мира. Во время этих долгих войн, которые закончились победой греков и завоеванием Персии Александром Македонским, случились немало великих сражений и походов. Любой современный человек осведомлён, к примеру, о подвиге 300 спартанцев в Фермопильском ущелье (правда, скорее, благодаря Голливуду, чем учебнику истории). А вот о том, как 10000 греческих элитных пехотинцев-гоплитов воевали за своих заклятых врагов-персов при их дележке власти, мало кто знает.

Эта история возникла вокруг старой фотографии, рассекреченной из архивов СССР в 1980-x годах. На ней группа медиков стоит вокруг операционного стола, на котором отдельно оживлены голова собаки колли и её тело. В подписи указано, что это часть проекта по созданию биоробота, в котором биологическую часть выполняет собачья голова, оживлённая с помощью «автомата сохранения жизни имени В.Р. Лебедева», а механическая часть называется «Шторм» и напоминает костюм водолаза. Так что же было на самом деле?

Согласитесь, красивое название - «Чаронда»… Некоторые знатоки топонимики предполагают, что слово это происходит из саамского языка и означает «берег, поросший мхом». Другие считают, что название «Чаронда» родилось от имени живущего в северных озёрах злого духа - черандака.