В Крым на машине. Трасса М4 в Ростовской области: состояние дороги, заправки, гостиницы

Для водителей, проводящих много времени за рулем, да и просто для любителей путешествовать на колесах первостепенное значение имеет ночлег. Остановка в пути, полноценный отдых и восстановление сил очень важны для безопасности передвижения на дороге.

Например, для водителей, которые едут из очень важным является ответ на вопрос: "Где остановиться на ночлег на трассе М4?"

Трасса «Дон»

Каждая трасса имеет свои особенности, из которых складываются ее черты, говорящие о качестве дорожного покрытия, безопасности при плохих погодных условиях, красоте окружающего пейзажа и качественном сервисе.

Трасса М4 «Дон», отзывы о которой самые противоречивые, имеет протяженность 1589 км, и о каждом километре дороги у водителей есть собственное мнение. Этот достаточно долгий путь из Москвы в Новороссийск пролегает сразу через несколько больших областей: Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую, а также Краснодарский край.

Видно, что на карте пересекает такие крупные реки, как Ока, Дон, Сосна, Кубань, и Воронежское водохранилище. В реальности через эти реки перекинуты мосты грузоподъемностью до 80 тонн. Для более быстрого передвижения построены объездные дороги, позволяющие оставить такие большие города, как или Краснодар, позади без заезда в них. Естественно, для дальнобойщиков и автолюбителей насущным является вопрос: "Где остановиться на ночлег на трассе М4, чтобы качественно поесть и хорошо выспаться?"

Качество дороги и пробки

Качество дороги определяется по нескольким факторам:

  • Во-первых, само дорожное покрытие. На трассе М4 оно качественное и позволяет развивать скорость до 130 км/ч там, где это позволено.
  • Во-вторых, безопасность, которая определяется тем, насколько хорошо видна разделительная полоса, переходы и светофоры при плохой видимости. Также имеет значение наличие крутых виражей. Трасса М4 «Дон» (отзывы постоянных путешественников это подтверждают) имеет несколько опасных участков, на которые может сойти лавина или где может произойти блокировка из-за сильных снежных заносов. Бывало неоднократно, когда эта трасса закрывалась на несколько суток в связи с плохой погодой.
  • В-третьих, нагрузка транспортного потока в различное время года. Хотя трасса М4 на карте выглядит большой и безопасной, а в реальности еще и очень качественной, тем не менее она не справляется с нагрузками, особенно в летний период. С одной стороны, машины сплошным потоком везут отдыхающих к морю, с другой - с юга грузовики везут овощи и фрукты в Москву и другие города. Пробки, переполненные отели и гостиницы, аварийные ситуации - все это сильно влияет на состояние водителей, поэтому их главный вопрос в этот период заключается в том, где остановиться на ночлег на трассе М4.

  • В-четвертых, качество трассы также определяет сервис на всем протяжении пути. Так как дорога от Москвы до Черного моря долгая, то дозаправка, ночлег, столовые или кафе, больницы или пункты оказания срочной помощи должны быть расположены по пути следования автомобиля или в нескольких сотнях метров от дороги. Уставший водитель - это угроза всему транспортному потоку трассы. Из-за ДТП не только гибнут люди, но и останавливается все движение до полного выяснения обстоятельств аварии.

Это основные показатели качества трассы, но на самом деле их намного больше, и основной фактор, говорящий о состоянии пути, - это человеческий.

Опасные участки трассы М4

Хотя трасса М4 оборудована 4 широкими дорожными полосами с разделителями, есть участки, где они сменяются на 2 полосы, где скорость ограничена, а обгон запрещен. Для безопасности движения на протяжении всего пути стоят дорожные камеры, которые передают на посты ДПС все, что происходит во время движения. Если какой-то водитель решится на опасном промежутке дороги на обгон, у него просто конфискуют права, которые придется возвращать после суда и выплаты штрафа.

Как отмечают сами водители, участки с плохой видимостью находятся на 26-м, 49-м, 95-м и 364-м км, и это самые достоверные данные от тех, кто ездит там регулярно.

Платные участки

Часть пути по трассе М4 - платные участки, но их немного, и они короткие. Стоимость проезда зависит от времени суток, категории и грузоподъемности автомобиля:

  • Легковые автомобили с прицепом до 2 м или без него, а также мотоциклы смогут проехать за 30 и 50 рублей.
  • Пикапы, фургоны, мини-фургоны и среднегабаритные транспортные средства заплатят по 45 и 75 рублей.
  • Автобусы любой категории, машины для перевозки крупных грузов заплатят 60 и 100 рублей, а если это крупногабаритные транспортные средства и автобусы класса 2, то ставка составит 120 и 200 рублей.

Два тарифа указывают на дневную и ночную сумму оплаты, и, чтобы сэкономить деньги на трассе М4, платные участки пути можно «переспать» в каком-нибудь отеле.

Автозаправки, медпункты и посты ДПС

По уровню развития инфраструктуры и качеству обслуживания определяют водители комфортность трассы. Так как от Москвы до Черного моря путь неблизкий, важно, чтобы шофер получил максимум необходимого, не теряя на это время.

Трасса М4, заправки которой с каждым годом улучшают качество обслуживания клиентов, делает путь водителя приятным. Если раньше на АЗС можно было только заправиться, то сегодня это еще и место с мини-макетом, где можно пополнить запасы воды и еды, с туалетом и душевыми кабинками, чтобы освежиться и привести себя в порядок.

На трассе М4 приблизительно каждые 20-30 км находятся заправки, автосервисы, кафе, стоянки для отдыха, мотели и гостиницы. Медпункты, к сожалению, попадаются значительно реже, чем посты ДПС.

Для безопасности движения трасса М4 проверяется не только по камерам слежения, передающим сигналы на пункты дорожной службы, но и досмотрами машин и личного имущества пассажиров и водителей. Все это проводится для пресечения возможных перевозок контрабандных или запрещенных товаров.

Инфраструктура трассы М4

Когда водители думают о том, они ожидают найти место со вкусной домашней едой, чистой уютной комнатой с мягкой и удобной кроватью.

Далеко не все места по пути следования из Москвы до Новороссийска могут гордо называться отелем, мотелем или гостиницей. По отзывам водителей, достаточно много мест, рассчитанных на то, что усталый шофер не будет брезгливым и требовательным, а пассажиры сегодня здесь, завтра там, так что серьезными клиентами их назвать нельзя.

Но есть ряд заведений для отдыха, которые приятно посетить не единожды, и у них всегда есть постояльцы.

Мотели Тульской области

На территории Тульской области есть несколько заведений для отдыха, которые заслуживают внимания автолюбителей. Недалеко друг от друга находятся мотели, предоставляющие путникам не только горячую воду и туалет, но и уют, внимание и заботу.

На 238-м км расположен гостиничный комплекс «Рябинушка». Здесь автомобилисты могут восстановить свои силы в русской парной, после чего отвести душу за игрой в бильярд после вкусной трапезы.

Большое кафе предоставляет широкий выбор блюд по доступной цене, на территории комплекса есть автосервис, где можно привести в порядок машину. Прачечная позволяет привести вещи в порядок, а персонал старается, чтобы каждый отдыхающий уехал из гостиницы отдохнувшим, посвежевшим и бодрым.

1-4-местные номера имеют все удобства для комфортного сна и времяпрепровождения.

На 241-м км дороги расположен мотель «Русь», где также серьезно относятся к потребностям клиентов. Здесь можно не только остановиться на отдых с ночевкой, но и просто принять душ и перекусить тем, кто очень спешит.

Светлые и уютные номера со всеми удобствами, русская баня, большое разнообразие блюд домашней кухни делают мотель «Русь» приятным местом, куда снова хочется вернуться.

Мотели Липецкой области

В Липецкой области тоже порадует водителей трасса М4. Гостиницы «Жемчужина» и «Самолет», расположенные здесь, имеют свои изюминки, хорошо известные бывалым автопутешественникам.

Главная «фишка» «Жемчужины» в том, что она расположена за небольшим лесочком, который создает иллюзию, что трасса где-то далеко. Здесь круглосуточно работает кафе с домашней кухней (борщ, лапша, летом окрошка, жаркое, отбивные и многое другое). Номера двухместные, с отдельными удобствами, трехместные, с туалетом и душем на этаже. Мягкая мебель, чистое белье, телевизор и круглосуточно работающий бар дают возможность водителю поспать, а пассажирам - хорошо провести время.

Настоящий Ан-24 является лицом гостиничного комплекса «Самолет». Заведение пользуется успехом благодаря вкусной и недорогой кухне, уютным номерам, красивой облагороженной территории с клумбами и фонтаном. Здесь можно послушать живую музыку и хорошо выспаться.

Мотели Воронежской области

Воронежская трасса которой расположены с 477-го по 679-й километр, имеет в своей коллекции гостиничный комплекс «Галкино» с широким спектром услуг. В этом мире уюта и комфорта есть бассейн, мягкая мебель, которая гарантирует хороший сон, вкусная еда, сауна и бильярд. Что еще нужно уставшему путешественнику для полноценного отдыха?

Отель «Максимум» на 518-м км трассы полностью оправдывает свое название. Современные благоустроенные номера, выдержанные каждый в своем стиле, хорошая еда, сауна, качественная мягкая мебель - все это создает желание снова и снова приезжать сюда отдохнуть.

Мотели Ростовской области

Ростовская трасса М4 предлагает любителям байков и рока, и не только им, на удивление комфортное и достойное кафе.

Про это заведение можно сказать, что у него есть все, чтобы прекрасно отдохнуть, хорошо и вкусно поесть, привести в порядок себя и транспорт, и все это в байк-рокерском стиле. Запоминается не только оригинальный мотель, но и его замечательный персонал.

Для путешественников, желающих не просто переночевать и уехать, а полноценно отдохнуть, трасса М4 (Ростовская область - одна из тех, которые она пересекает) предлагает отель «Белый дом». Здесь каждый может выбрать себе коттедж по душе или просто комнату в нем, поесть блюда домашней кухни, причем заказать можно все заранее, так что к приезду горячая и вкусная еда будет ждать клиентов. Чистые уютные домики из сруба по доступной цене позволяют здесь не только переночевать, но и полноценно отдохнуть несколько дней.

Достопримечательности

Среди святых мест, которые можно посетить, проезжая по трассе М4, нужно отметить Костомаровский женский пещерный монастырь и мужской Дивногорский Успенский монастырь. Тем, кто желает насладиться красотой природы, навсегда запомнятся загадочные дольмены в Краснодарском крае, которым более 6000 лет, и водопады на речке Жане.

На всякий случай расскажу, как мы ехали по трассе М4, может кому-то пригодится, эдакий отчет. Итак, весь путь в 1500 км занял у нас 3 дня и по пути мы еще заезжали в Дивногорье на день, оно почти по дороге. В принципе данный путь от Москвы до Геленджика/Сочи/Анапы можно преодолеть за сутки (18-25 часов), но я не любитель таких долгих перемещений за один присест, особенно по ночам и когда тебя некому сменить, риск неоправдан. Перегоны по 500 км самое оно, водитель не теряет концентрацию. К тому же, мы поездку воспринимали, как путешествие, поэтому некуда было торопиться.

Если же хочется побыстрее и без остановок, то уж лучше самолетом (через /), действительно, быстрее и при этом намного безопаснее. Тем более, когда речь идет об отпуске в пару недель, не так уж много надо вещей с собой, для семьи из трех человек должно хватить 3-х чемоданов по 20 кг. Но тут уж хозяин барин, кому как нравится. Мы-то на месяц поехали, а то и больше, поэтому нам нужно много барахла с собой и машина на месте для перемещений.

Краткие впечателения

Наш маршрут немного изменился под конец. Решили заехать в Анапу, чтобы побыть на песчаных пляжах несколько дней, а в итоге застряли тут на реабилитацию, на которую удалось вписаться в последний день. Поэтому в Анапе будем еще 3 недели, а дальше двинем в сторону Геленджика в (если не похолодает) и в Сочи. Ну, это если опять не изменится ничего.

После нашей последней такой поездки в Геленджик 2 года назад, я написал целый страдальческий пост про . Впору его переписывать. Насколько было сложно ехать тогда, настолько легче было сейчас. Все познается в сравнении. Да, Егор по-прежнему не спит в автокресле, но он может сидеть в нем целый день! Если, конечно, ему постоянно подкидывать развлечения:) Все-таки, он стал по-спокойнее и его можно уже хоть чем-то занять, например, конструктором Лего, который мы купили прям перед поездкой. И останавливаться теперь нужно было на один дневной сон, а не на два. В общем, я очень боялся повторения предыдущего раза, но его не случилось. С ребенком ехать сложнее, чем без него, но уже вполне реально и по силам даже нам. Особенно, если ехать с ночевками.

Самыми топовыми впечатлениям по-прежнему остаются туалеты с их паркингами и дымящиеся фуры, в этом плане за 5 лет ничего, к сожалению, не поменялось. Из приятного — лучше стала дорога, и никуда не делись открывающиеся взору просторы вокруг. Но об этом ниже.

Маршрут Москва-Воронеж-Ростов-Анапа-Геленджик-Сочи

Если ехать с двумя ночевками, то самыми оптимальными будут остановки в районе Воронежа и в Ростова-на-Дону. Таким образом, путь поделится на 3 участка по 500 км. С одной стороны, в этих городах полно жилья на том же (по ссылке мой подробный пост о сервисе и бонус 20$ ), c другой стороны, въезд в город и выезд из него занимает время, поэтому для его экономии лучше будет останавливаться не в внутри города, а в придорожных отелях.

Учтите, в городе есть возможность сэкономить, так как нормальная квартира стоит 1500-2000 руб (рекомендую квартиру , ), а сопоставимый отель будет стоить раза в два дороже.

Как вариант, распланировать маршрут только с одной ночевкой, например, выехать днем из Москвы, добраться к вечеру до Воронежа, заночевать перед ним в отеле, и с раннего утра двинуть дальше сразу до моря. Или планировать единственную ночевку перед Ростовом, там как раз трасса проходит сквозь несколько населенных пунктов, где есть мотели и жилье у частников.

Непривередливые путешественники могут вообще ночевать в палатке, где угодно по пути (в лесополосах), а «дальнобойщики» ехать часов 18-25 без отдыха и ночевки. Мне лично не хочется рисковать семьей, поэтому я стараюсь не делать больших перегонов, так как устаю и теряю концентрацию, особенно ночью. Да, я мог бы проехать эти 1500 км за один присест, но не вижу смысла.

Если конечная цель Сочи, то без предварительного перерыва ехать по участку Туапсе-Сочи мало приятного, там серпантины, пробки, и этот отрезок может занять прилично времени, в 2-3 раза больше привычного (если сравнивать с пологими участками). В идеале по нему проезжать рано-рано утром, пока еще машин мало, или ночью. Когда я ехал в Сочи, то средняя скорость вышла 45 км/ч, встречались участки с односторонним движением (ремонты), плюс фуры хоть и пропускают иногда на подъемах, но в целом все равно быстро ехать не получалось. Только ближе к Сочи и после него нормальная скорость. В населенных пунктах (а они там сплошняком) часто ограничение в 40 км/ч, на трассе 70 км/ч.

В Геленджик же я обычно езжу через Джубгу, мне там больше нравится, спокойная дорога, но есть вариант поехать через Новороссийск. В Анапу лучше ехать, уйдя с трассы М4 через километров 100 после Ростова на станицу Каневская, и далее проехать через Тимашевск, Славянск-на-Кубани, придерживаясь Темрюкского направления, но дорога там так себе. После Славянска надо будет уйти на Анапу.

Время в пути

Как я уже написал выше, все зависит от того, сколько вы захотите делать ночевок по дороге и захотите ли вообще. Туда мы ехали все вместе с семьей, поэтому делали 2 ночевки, в итоге дорога заняла в очень расслабленном темпе 3 дня.

Обратно я ехал один (семейство улетело самолетом) из Адлера и до Москвы. Добрался за 26 часов, из которых около 5 проспал в машине. То есть сама дорога заняла 21 час. Вполне нормально я считаю. Где-то на 20-25 часов и стоит рассчитывать, без учета длительных остановок на сон.

Трасса М4

Полосы и покрытие

По дороге до Черного моря я уже ездил несколько раз, автостопом туда-обратно, и раза 3 на машине. Трасса медленно, но меняется к лучшему. Прежде всего, почти сделали две полосы в каждую сторону от Москвы до Горячего Ключа. Но, к сожалению, есть еще участки с одной полосой. Например, в Воронежской области в районе поселков Лосево-Павловск-Верхний Мамон, участок длиной порядка 70 км. Причем, там нет ремонта, просто по полосе в каждую сторону и нет намека на расширение. И еще кусок ближе в Ростовской обалсти. Также идет ремонт в Ростовской области уже после Ростова-на-Дону между поселками Самарское и Кущевская (кусок порядка 40 км). Еще в Ростовской области исчезает периодически металический разделитель со встречкой, пропадает разметка, появляются неровности, трещины и прочее (ехал уже в темноте, совсем неудобно), впрочем как и в Воронежской области. На самом деле лучший кусок М4 между Москвой и Воронежем, по идее такая она должна быть на всем протяжении. Будем ждать:)

После Горячего Ключа однополосное движение с периодической полосой для обгона. Она там довольно часто появляется. С Джубги до Туапсе примерно такая же схема, только небольшой серпантин и третья полоса встречается довольно редко. От Туапсе до Сочи конкретный серпантин и почти нет возможности обогнать. С Джубги до Геледжика тоже одна полоса, но там почти нет серпантина, поэтому участок проходится быстро.

С Ростова до Анапы однополоска с кучей фур и старых камазов, и только после поворота с темрюкской трассы на Анапу, они исчезают. Мы пытались по навигатору проехать объездными дорогами (ехали с Ростова на Азов и далее в объезд городов), но там местами плохая дорога, в целом длиннее расстояние, но плюс, что машин мало. Выиграли или нет, не знаю.

Штрафы и камеры

Камер по дороге очень много, поэтому нарваться на штраф при несоблюдении скоростного режима, не проблема. Но оно и к лучшему, мы все живее будем. Я везде двигался со скоростью максимум +15 к разрешенной, то есть если разрешено 90 км/ч, то я ехал 115 км/ч. Везде, кроме платных участков, как раз именно такое ограничение. На платных же — 110 км/ч и на одном из них целых 130 км/ч (то есть можно 145 к/ч ехать, если есть такое желание).

За всю дорогу туда и обратно мне пришел всего один штраф на 500 руб. Где-то в Воронежской области ехал вместо 83 км/ч в населенном пункте. Странно, обычно там я уж точно притормаживаю.

Платные участки

Всего сейчас на М4 восемь платных участков. Все они между Моской и Воронежем, но планируют делать еще. Визуально они почти ничем не отличаются от других участков трассы, каких-то серьезных отличий я не заметил. Только на одном куске сделали разрешенную скорость 130 км/ч, на остальных 110 км/ч, как и на всем остальном отрезке М4, который позиционируется, как автомагистраль.

По цене: 35-120 руб за участок, ночью тарифы дешевле. Причем, на одном из участков надо при выезде чек опять показать, так что чеки не выбрасывайте.

Отдых в пути и заправки

Мы в основном останавливались на Лукойле, потому что там есть цивильный туалет, минимаркет, детская площадка и столики на улице для перекусов. По крайней мере на первой половине М4 заправки Лукойл именно так оснащены, далее они идут уже помельче и без такого набора. На карте на всякий случай отметил очень крупный Луйкойл после Воронежа, где можно нормально поесть и постоять в тени. В предыдущих Лукойлах в кафе были только кофе/чай и плюшки, а тут прям блюда.

Лукойл молодцы — на многих заправках есть детские площадки и столики для перекусов

Вокруг русские просторы… На заднем плане М4

Территория данной заправки была очень большая и многие стояли в дальнем её конце, где есть тень и лавочки со столиками. Так вот, чтобы не ходить никуда, народ тут же справлял нужду за перегородку, от чего стояла дикая вонь, жара же. Удивила даже не лень пройти 100 метров до туалета, а то, что вонь никого не смущала, люди там спокойно сидели и кушали. Мда.

Если кто не в курсе, то по пути есть еще и паркинги. Но они, мягко говоря, не очень приятные: много мусора и вусмерть загаженные туалеты. Причем, если на паркинге есть какая-то инфраструктура, например, нелегальные кафешки, то срача гораздо больше. Поэтому лучше таки останавливаться передохнуть, либо на заправках, либо просто по пути в лесополосе, либо на паркингах, где нет кафе. И еще такой минилайфхак, если все-таки задумаете сходить в туалет из красного кирпича, то лучше не ходите в него на паркинге, ходите на автобусной остановке, там они тоже есть, но чище.

Прочие нюансы

Заметил такую особенность, поток по левой полосе едет где-то 140-160 км/ч, по правой 80 км/ч. Поэтому, если хочется ехать 100-120 км/ч, то не подходит ни одна из полос, приходится вечно перестраиваться из одной в другую. Неудобно, однако.

После Ростова-на-Дону меня задолбала однополосная дорога, но это больше актуально для тех, кто едет в Анапу, Темрюк, (Порт Кавказ), то есть уходит с М-4 вправо. Мы очень долго этот последний отрезок ехали, сплошные фуры (видимо идут как раз в Порт Кавказ). Фуры убитые, мало того, что тащишься за ней 50-60 км/ч, так еще и в клубах дыма, никакие салонные фильтры не спасут. А если у меня астма была бы? И обогнать тяжело, поток сплошной. Сначала перевышают разрешенную нагрузку, загружая товара в 2-3 раза больше по весу, так что машина в горку заползти не может и убивается, а потом покупают талон государственного ТО, хотя это уже не машина, а паровоз, и ездят себе дальше.

Еще почему-то Мегафон по всей дороге ловит довольно плохо. Останавливаешься на заправке, чтобы Егор поспал и поел, хочешь заодно почту проверить, фоточку запостить, а интернет в лучшем случае EDGE, то есть почти мертвый. В Ростове-на-Дону в самом центре, именно в том месте, где снимали квартиру, такая же ситуация (на след день отъехали квартал и он заработал). По дороге Тимашевск-Славянск-на-Кубани-Анапа H+ почти не появлялся. В Джемете (поселок рядом с Анапой) точно также 3G и H+ ловится местами. Помню в 2011 году был у нас , я еще заметки по пути делал, обчертыхался, так как невозможно было ничего запостить, жаль, мало что изменилось с тех пор.

Радио везде, мягко говоря, на любителя, либо русское ретро, либо шансон. Надо брать с собой диски или флешку. И кстати, не каждая магнитола будет устойчиво ловить сигнал при таких расстояниях от крупных городов.

Яндекс Навигатор ведет кратчайшим путем, даже если это грунтовка, нет там выбора «быстро» или «коротко». И, если для поездки по М4 навигатор не особо нужен (негде там потеряться), то для осмотров каких-либо окрестностей в стороне от трассы, лучше пользоваться нормальными навигаторами. У меня они все удалились со сменой телефона, надо заново поставить.

Видео

Короткая зарисовка, как выглядит туалет на самой современной трассе в России, на М4.

P.S. Когда доберемся до Сочи, а потом поедем назад, возможно еще что-то дополню.

P.P.S Каким приложением для автонавигации по России пользуетесь?

Каждый раз, возвращаясь из путешествий к морю, я пишу о том, какой была дорога, в каком состоянии находится трасса на данный момент времени, что изменилось за прошедшее с последней время. Уделяю внимание и АЗС, и местам отдыха и перекуса, и гостиницам для ночлега. Не изменю этой традиции и сейчас. Прежде чем перейти к рассказу об отдыхе, покажу, как мы ехали по трассе М4 "Дон" к морю, кратко расскажу о самом главном.
Наша поездка на юг на машине состоялась в июне 2016 года. Всю дорогу я собирала чеки с заправок, пунктов взимания платы на платных участках, кафе и прочее. Сколько чего стоит, время оплаты... Такие вещи быстро забываются. До пункта назначения не успеешь доехать, уже всё забыл. Ведь главное в поездке не цифры, а эмоции.
В этой статье я покажу вам трассу М4 , сделаю акценты на платных участках (количество, цена проезда, местонахождение), расскажу, где мы заправлялись, где ели, где ночевали. Про это у меня постоянно спрашивают. Значит актуально.

Реклама — поддержка клуба

Завершу статью рассказом о гостиницах на трассе "Дон", где можно остановиться на ночлег по пути на юг. В основе - статистика самых популярных отелей среди путешественников, которой обладаю как партнер Букинга.
Вот такой план. Итак, поехали!
Сначала покажу наш путь в фотографиях. Так я вас познакомлю с трассой и её состоянием. Будете знать чего ожидать. :)



Москва. МКАД


На указателях появляется трасса М4


Перестраиваемся и поворачиваем


М4 - не дорога, а взлётная полоса:)




В Тульской области М4 несколько витиеватая...


Вдоль дороги в Тульской области продают тульские пряники


Платные дороги хороши тем, что на них есть аварийные комиссары, помощники автомобилистов.


На платный участках имеются электронные табло для объявлений (в т.ч. с телефоном аварийного комиссара, информацией о скорости и температуре воздуха).






Трасса М4 в Липецкой области


Стела "Липецкая область"


Въезжаем в Воронежскую область


Погода на глазах испортилась, начался дождь...


а потом ливануло, как из ведра...


Пункт взимания платы под Воронежем


Объезжаем Воронеж


М4 до конца ещё не сделана. Отдельные участки ремонтируются...

Ещё один ремонтируемый участок





Меловые горы Воронежской области




820-й километр трассы "Дон"








Один из отелей на трассе М4 - "Байк" в Каменск-Шахтинском


Гостиница "Фараон" на 937 км.


Проезжаем гостиницу "Меридиан-Юг" в Красном колосе (1040 км. М4)


Мотель "Евразия" в Аксае


Ростов-на-Дону



Въезд в Краснодарский край




Гостеприимная Кубань встретила нас дождями и серостью


Часовня, памятник, музей в честь Кущевской атаки (события 2 августа 1942 г.)




На этом повороте мы свернули с трассы "Дон" и "по станицам" поехали в Анапу.

Платные участки дороги на трассе М4

По телевизору слышала, что в августе 2016 г. открылся очередной, восьмой по счёту, платный участок трассы М4. Если судить по нашему опыту, то на июнь 2016 года их уже было девять. В моей "копилочке" 7 чеков + 1 чек мы забыли взять + 1 участок мы проехали по бесплатной дороге.
Да, Костя решил быть исследователем и узнать, что же это за бесплатные объездные дороги. Альтернативные, как их называют. Я была категорически против - впереди тысяча километров, мне не до экспериментов. В результате мы объехали только первый от Москвы платный участок. Объезд весьма неплох. Хоть и двухполоска, но полотно нормальное.



Качество дороги на этом объездном участке нормальное

Когда в следующий раз мы съехали с дороги по указателю "бесплатный проезд", то сразу же вернулись обратно - нормальная дорога закончилась... Больше Костя экспериментировать не захотел, к счастью...



Съезд на бесплатную дорогу вокруг Ефремова

Платные участки М4

Московская область .
1/ Первый платный участок, который мы объехали: 21 - 93 км. Стоимость: 50 руб. ночью (на обратном пути)



Указатель на бесплатный объезд платного участка

2/ 93 - 211 км. Введен в действие позже, чем мы ехали. Мы миновали его без оплаты.


Пункты взимания платы до их открытия

Тульская область .
4/ М4 "Дон" обход г. Богородицк. 225,6 - 260 км. Пункт взимания платы на 228 км. проехали в 8.56. Стоимость проезда: 60 руб.


5/ М4 обход г. Ефремов. 287,8 - 323,3 км. Пункт взимания на 322 км. проехали в 10.29. Стоимость: 60 руб.




Липецкая область .
6/ М4 обход г. Елец. 330,8 - 414,7 км. Пункт взимания на 339 км. проехали в 10.43. Стоимость: 120 руб.




7/ М4 обход г. Задонска и с. Хлевное. 414 - 464 км. Пункт взимания платы на 416 км миновали в 11.40. Стоимость: 80 руб.








Воронежская область .
8/ М4 обход г. Воронежа. 492,7 - 517 км. Пункт взимания платы на 515 км. проехали в 12.54. Стоимость: 35 руб.




9/ М4 ПВП-545 км. 544 - 588,7 км. 545 км миновали в 13.18. Стоимость: 70 руб.




10/ М4 ПВП-620 км. 588,7 - 633 км. 620 км. проехали в 14.12. Стоимость: 60 руб.




Итого: на данный момент времени на М4 10 платных участков. Мы прошли на восьми. Заплатили около 550 руб.

АЗС на М4

Ещё в Москве м ы заправились на заправке "Шелл" (41 л. на 1 680 руб.). Бензин оказался плохим. Машина постоянно глохла. Был и еще один раз за всё 3,5-недельное путешествие, когда мы заправлялись на "Шелле", и проблема была та же. Вот тебе и любимая заправка...
Всё остальное время по пути на юг заправлялись на "Лукойле", и всё было отлично:

  • АЗС "Лукойл" на 720 км. в Воронежской области 38 л. - 1 437 руб.
  • АЗС "Лукойл" в ст. Кущёвская 28 л. - 1 119 руб.



Новый комплекс "Лукойл" в Кущёвской (1145 км, справа) состоит из гостиницы, торгового центра, ресторана, станции ТО и АЗС.

Всего по пути на юг заправились на 4 240 руб. (округляю). Этого бензина нам хватило, чтоб доехать от Москвы до Анапы, ездить там неделю и добраться потом до Геленджика.
В Геленджике заправились опять на "Лукойле" (43 л. на 1 705 руб.). И следующий раз был уже в Сочи через неделю...

Туалеты на М4

Вдоль трассы часто встречаются кирпичные туалеты по типу "дырка в полу" - и отдельно стоящие, чаще всего около остановок общественного транспорта и на больших площадках для отдыха.


Туалеты эти в основном грязные. Чтобы не тащить потом всё это в машину, рекомендую выбирать для санитарных остановок заправки. Там туалеты в любом случае значительно чище, и руки помыть можно, и кофе в кафе попить.
Едете из Москвы, остановитесь где-то на крупной АЗС в Московской области ("Шелл", "Газпромнефть" и проч.). В Тульской области с заправками, где есть туалеты, огромная проблема, в Липецкой, в общем-то, тоже. Провороните Московскую область, ждите потом Воронежскую. Кстати, то же самое касается и обратной дороги. На Тульскую и Липецкую области не особо рассчитывайте! На лесок тоже. Это не та трасса.

Где поесть на М4

У нас традиция - мы всегда останавливаемся на АЗС "Лукойл" нового поколения в Воронежской области на 720 км. (заправки есть с обеих сторон трассы!). Это не просто заправки - это современные комплексы, где есть кафе, туалеты, магазин, детские игровые площадки (и в помещении, и на улице) и прочее.




Еда в кафе на АЗС "Лукойл" на 720 км. трассы М4

"Роза ветров" (практически на границе Воронежской и Ростовской областей).


Если вы не являетесь по натуре экстремалом, забронируйте себе номер в гостинице заранее. Не знаете время, когда прибудете в отель? Это совершенно не играет роли. День-то вы знаете. Заезд - в любое время суток.


Проанализировала статистику бронирований по городам и отелям. Чаще всего для остановки на ночь по пути на юг (трасса М4) выбирают следующие города и посёлки:

  • Воронеж,
  • Миллерово,
  • Шахты,
  • Красный колос,
  • Ковалевка,
  • Аксай,
  • Ростов-на-Дону,
  • Маяковского,
  • Кущёвскую.

Выбор зависит от того, откуда люди стартовали. Москвичам удобнее останавливаться в Ростове и по соседству с ним. Петербуржцам - в Воронеже. Тулякам - в Краснодарском крае. Есть, конечно, и личные предпочтения, но тут всё индивидуально.
Теперь самые популярные гостиницы по итогам мая, июня и июля 2016 года. Список сильно отличается от того, что рекомендовала бы вам я. Подозреваю, что основная часть гостиниц популярна в силу экономических предпочтений (та же самая "Альфа" в Ростове) и меньшая - в силу комфорта и уюта (например, отель "Родина" в Маяковского). Что вам выбирать - решайте сами.

Воронеж

Миллерово

Шахты

Красный колос

Ковалёвка

Аксай

Ростов-на-Дону

Маяковского

Кущёвская

"5 сезонов" (рейтинг 7,9)

Заключение

У меня часто спрашивают, тяжело ли ехать на юг на машине, как переносим дорогу, ведь это такие внушительные расстояния. Да нормально переносим. Мы привыкли. У нас всё отработано. Мы знаем, где остановимся поесть, когда пора отдохнуть, где есть нормальные туалеты. Никогда не набираем кучу еды и не давимся потом ей. Единственное, что мы берем - фрукты (абрикосы, персики), долечками порезанные в пластиковые контейнеры и питьё. Костя не переносит едких колбасных запахов в машине, боится, что от них потом не избавиться. Да и традиционного дорожного жрача у нас нет.
Мы всегда останавливаемся на ночевку. Не рискуем, не напрягаемся. Езда без отдыха - это не про нас. Не про нас ехать в неизвестность, искать, где остановиться на ночь, по пути. Мы ночуем в забронированных заранее проверенных гостиницах, где обеспечен спокойный отдых и хорошее питание.
Мы никогда не насилуем себя. Встаем в комфортное время, едем со спокойной скоростью. И получаем от процесса езды удовольствие. Да, путь неблизкий. Порядка 1 600 километров. Но по такой трассе, как М4, это совсем не страшно. Отличная трасса, дай Бог, чтоб больше таких было!