Законы с религиозным оттенком в непале. Какая страна Непал: описание, информация и интересные факты. Политическая ситуация в Непале

Фотограф Алексей Терентьев частый гость азиатских стран. На этот раз он рассказывает нам о религии в Непале.

Жертвоприношение
Животное с надрезанным горлом трое здоровых мужчин обносят вокруг алтаря по часовой стрелке. Кровь капает на камни, образовывая красную непрерывную дорожку. Кровь прилипает к босым ногам идущих, попадает на одежду. После совершения жертвоприношения животному большим ножом окончательно перерубают горло.


Жертвоприношение - это праздник. Семейный праздник. Если жертва не связана с понятием радости, то она теряет всякий смысл. Жертвуя материальное, человек приобретает духовные блага и этому радуется. Так сохраняется гармония и равновесие в мире. А участие детей позволяет сохранить традицию, передавать её из поколения в поколение.


На всех самая лучшая одежда, а на девочках - праздничный макияж, даже на самых маленьких, которые еще не могут ходить.



Недалеко от храма на берегу речки стоит грузовик. Рядом соорудили небольшой импровизированный загон. Здесь любой может купить себе животное для жертвоприношения, если у него нет своего собственного.
Так совершается жертвоприношение в одном из небольших городков Непала, недалеко от Катманду. Впрочем, ритуал практически одинаков по всему Непалу и Индии, где до сих пор жертвоприношение играет важную роль в жизни индусов.


Утром после двух дней праздника город производит немного странное впечатление. Народу на улицах не так много. О произошедшем напоминают только пятна крови и горы мусора, которые еще не успели убрать. Следов крови не останется уже через два дня, а кровавые жертвоприношения заменят цветы и кусочки фруктов. Но звук небольшого колокольчика, сопровождающий каждую молитву, все так же, начиная с 4-х утра будет напоминать, что жизнь без жертвы невозможна, и относиться к ней нужно всегда как к празднику.
Садху- Нет мира с самим собой? Беспокойство и страхи? Вставай каждое утро на рассвете и занимайся йогой. Так же хорошо в это время помогает справиться с отсутствием мира в голове молитва - говорит Садху. Затем несколько раз повторяет слова молитвы, которую нужно выучить.
Мы сидим под большим деревом. В центре настоящий Садху в окружении людей. Преимущественно местные жители и два европейца. Проблема с миром в голове как раз у европейца, у местных проблемы попроще.
Поскольку в индуизме не было монастырей и монашества в западном понимании, то место монахов занимали Садху - люди, отказавшиеся от всех мирских благ и посвятившие себя выбранной религии. Среди Садху были самые разные люди, которые использовали разные техники и способы для служения Богу. Жили они всегда только на добровольные пожертвования людей, которым они помогали.


Институт Садху существует по сей день и в Непале, и в Индии. Настоящего Садху узнать очень просто: он никогда не просит денег, он делится сам. Угощает собравшихся, дает еду - прасад, и самое главное - помогает советами, вникая в любые сложные ситуации каждого человека.
Псевдосадху или человеческий фактор
В одну из прошлых поездок я повстречал Садху, который усиленно красился, чтобы создать образ обезьяны. Сзади был приделан проволочный хвост. Мимика и жесты соответствовали образу выбранного животного. Всем своим видом он старался повторить образ бога-обезьяны - Ханумана, и это у него неплохо получалось.
Увидев камеру, он радостно направился ко мне, корча обезьяноподобные рожицы и издавая то ли лающие, то ли рычащие звуки. Насладившись произведенным впечатлением, он объяснил, что сегодня большой праздник - День Обезьяны. И в этот день нужно давать всем Садху хорошие пожертвования, а Садху в образе обезьяны - особенно большие.
Уже вечером мне довелось еще раз встретиться с этим Садху. Работники туристического кафе выгоняли из зала человека с перемазанным лицом, немного безумными выпученными глазами и большой пачкой денег в руках. Говоря что-то про День Обезьяны, он пытался приставать к посетителям кафе и просил у всех денег.



Многие Садху, с которыми встречаются туристы, таковыми не являются. Это хорошие актеры, которые ярко одеваются, наносят грим, ходят обнаженными или в набедренных повязках, иногда носят с собой коробочки с кобрами и другими змеями, которых показывают желающим. Их задача - попозировать для фото или просто развлечь туристов, заработав на этом деньги. С ними можно сделать красивые и колоритные фотографии, но всегда нужно понимать, что к настоящим Садху они никакого отношения не имеют.


Самое известное место в Непале, где можно сфотографироваться с Садху, - комплекс Пашупатинатх. И здесь попадаются как псевдосадху, так и действительно святые люди.
На берегу священной реки
Пашупатинатх - это не только место, где можно увидеть Садху. Это еще и крупнейший в регионе индуистский храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, и место погребения на берегу небольшой речки Багмати, которая считается у индусов священной.


Погребение на берегу священной реки очень важно для верующих, так как не в последнюю очередь от похорон зависит реинкарнация в следующей жизни. Поэтому погребальные костры здесь горят с раннего утра до позднего вечера.


Священная река объединяет самых разных людей. Здесь же омывают тела перед сожжением, сюда же потом смывают пепел и остатки одежды. Чуть ниже по реке целые группы людей живут за счет того, что вылавливают оставшееся от сожженных. Здесь же проходят ритуальные купания. Сюда приходят попрошайки и здесь же можно встретить настоящих святых, йогов, отшельников.
Два обряда
Культура Непала не была бы такой богатой и разноплановой, если бы в своё время здесь не смешались буддизм и индуизм. Много лет назад именно в Непале произошло зарождение буддизма, в результате чего на территории страны находится множество буддийских святынь. Именно отсюда буддизм распространился в Тибет (где частично вобрал в себя элементы шаманизма - религии Бон, которую исповедовали в то время в Тибете) и на Север Индии, а потом из Тибета вновь вернулся в Непал.


Буддизм изначально спокойно относился к любым верованиям. Часто буддистов не смущало, что люди, которых они учили, одновременно проводили языческие или индуистские ритуалы. Сами же индусы привыкли к большому количеству воплощений своего бога и восприняли Будду как еще одно воплощение. В результате в Непале есть огромное количество храмов и святых мест, одинаково значимых и для буддистов, и для индуистов. Более того, некоторые обряды и ритуалы, а также храмовые постройки вобрали в себя отдельные элементы обеих религий.
Поэтому только на первый взгляд вызывает удивление сцена, когда женщина с изображением нынешнего Далай-Ламы на груди сперва старательно выполняет индуистский ритуал - жертвоприношение, а потом совершает кору, вращает молитвенные барабаны и подходит к буддийскому монаху, чтобы вместе с ним произнести слова буддийской молитвы.



Тибетцы
В Непале, особенно после обострения отношений с Китаем, живет очень много тибетских беженцев. Почти все они, а также коренные жители горных районов Непала, исповедуют тибетский буддизм в чистом виде. Очень большой тибетский квартал расположен около ступы Боднатх - места, почитаемого исключительно тибетскими буддистами.


С ним мирно соседствует неварский буддизм - учение, сочетающее в себе как буддизм, так и индуизм (учение названо так по народности, проживающей в долине Катманду). Казалось бы, что общего может быть у буддизма, отвергающего само понятие бога, и индуизма, с его кучей богов и божеств? Оказывается, эти две религии вполне могут слиться воедино и взаимно дополнять друг друга.


Бесконечное множество путей
В буддизме есть понимание, что все люди разные (об этом говорил еще сам Будда), и для каждого человека подходит свой путь. Главное - куда человек идет, не ошибся ли он с направлением, а дорогу можно выбрать любую. Вероятно, в этом и кроется такая терпимость буддистов к другим религиям, такое разнообразие техник и способов достижения состояния Будды. А также возможность концентрироваться на цели и не слишком привязываться к способу её достижения.



Бог один
На небольшой улочке среди обычных жилых домов затерялся вход в маленький индуистский храм. Высокий квадратный забор, за ним - колокол, статуи с изображением богов и сам храм, перед которым возвышается статуя обезьяны -почитаемого в Индии бога Ханумана. Ему посвящено множество в самых разных частях Индии и Непала. Именно с ним связано уважительное отношение к обезьянам, которых считают его прямым родственником.
За главной постройкой, в дальнем углу дворика стоит маленький жилой домик. Через двор протянута веревка с развевающимся на ветру бельем. Под деревом сидит женщина и кормит младенца. Я улыбаюсь ей, и она немного смущенно улыбается мне в ответ.


Служитель убирается в храме. Я здороваюсь. Завязывается небольшая беседа. И вдруг он спрашивает, во что верят в моей стране. Я сперва не знаю, что ответить, а потом честно отвечаю, что большинство - христиане, но также есть мусульмане, буддисты и чуть-чуть людей других вероисповеданий. Он некоторое время молчит, а потом на ломаном английском объясняет, что христианство, буддизм, ислам, индуизм - просто разные названия, но Бог - он всегда один в любой религии. И нет разницы, как называется твоя религия, важно лишь то, веришь ли ты в Бога или нет… Потом улыбается, прощается и уходит.

Непал - единственная страна, в которой индуизм признан государственной религией, но здесь распространены также буддизм, мусульманство и множество других религий. Общее во всех них - ежедневное религиозное выражение. Утром люди собираются в храмах чтобы предложить богам приношения и пуджу.

Индуизм.

Слово Индуизм появилось в 19 веке для определения основных убеждений арийцев - иммигрантов, покинувших Центральную Азию в 1500 до н.э. и местных жителей Индии.

Основные идеи: небесный закон управляет состоянием мира, человек осознает и уважает небесный закон. Ведите жизнь надлежащим индусу образом, соблюдайте правила и все обряды, примите касту по рождению. Система каст определяет кодекс поведения и выполнения обрядов, затрагивает все аспекты жизни: род занятий, прием пищи, свадьбы и др.

Принципы индуизма. Драхма - религиозный закон и моральный кодекс, действуя по которым можно получить просвещение. Карма - баланс настоящей жизни и реакции прошлой. Прожитая надлежащим образом жизнь принесет перерождение в лучшую жизнь. Сансара - цикл перевоплощений, определенных кармой. Мокша - освобождение от сансары, при котором индивидуум объединяется с универсальным временным пространством прошлого и будущего, окончательной ясностью, т.е. Нирваной.

Каждое божество имеет различные имена, различные символы, атрибуты, проявления. Основные Индусские боги - Брахма, Вишну и Шива.

Брахма - создатель Вселенной. Атрибуты - четки, источник святой воды, ковш и книги. Брахма обычно представляется четырехголовым, что позволяет ему наблюдать за миром. Количество существующих статуй Брахмы невелико.

Сарасвати, жена Брахмы - богиня знания и музыки. Она часто изображается играющей на вине (семиструнный музыкальный инструмент) с четками и книгой, восседающая в лотосе на павлине или лебеде, часто с полумесяцем на лбу. Буддисты покланяются ей как одной из форм Манжушри, мудрости Бодхисатвы.

Вишну - хранитель жизни и мира. Атрибуты - раковина, диск, лотос и жезл. Воплощение - Гаруда (Garuda), мифический человек-птица. Он часто появляется в некоторых из следующих форм:

Нараян, что означает "тот, кто исследует все отрасли", или универсальное знание.

Будда, девятое перевоплощение Вишну.
Рама, воин , спасший жену Ситу от Равана, короля демонов острова Цейлон.

Кришна, воплощение мужественности, его околдовывали доярки и пастушки, с которыми он резвился. Формы Рама и Кришна наиболее популярны в Индии.

Шива - разрушение и восстановление. Атрибуты - трезубец, тамбурин, шкура тигра, лингам (фалос). Воплощение - Нанди, буйвол.

Пашупати, хозяин и защитник животных, особенно рогатого скота.

Байрав, форма Шивы, стремящегося разрушать все, включая зло. Обычно его статуя черного цвета, с ожерельем из человеческих черепов.

Хануман, обезьяний бог. Символизирует верность и готовность помочь. Ассоциируется с успешными военными действиями, помогал Рама в борьбе против короля Равана, который заключил его жену Ситу в тюрьму на 12 лет.

Ганеш (Ганапати), один из наиболее популярных богов в Непале. Безошибочный, благотворительный и имеющий огромную силу, он может решить исход любого человеческого предприятия. Сын Шивы и Парвати. Однажды Шива застал Парвати с любовником, и решив, что Ганеш - не его сын, оторвал ему голову. По требованию Парвати Шива пообещал вернуть жизнь Ганешу, для этого он обезглавит первое живое существо, которое встретит в лесу. Он увидел слона, отрубил ему голову, помчался обратно и приставил ее на место головы Ганеша. Ганеш обычно одет в красное, четырехрукий, тело покрыто слоями сандалового дерева. Воплощение - землеройка, иногда крыса или мышь, следовательно, все эти животные священны.

Парвати, жена Шивы. Доброжелательные проявления: Деви, Юма, Шакти или Аннапурна (приносящая изобилие). Злые проялевния: Кали, Дурга и Бхагавати

Буддизм.

Базируется на размышлениях Гаутамы Сиддхарты (GAUTAMA SIDDHARTA), также называемого Саквамуни (от имени мудреца из клана Саква), ставшего позже Буддой (просветленным).

Философская доктрина и кодекс поведения базируется на трех драгоценностях: сам Будда, Дхарма (учение Будды), и Сангха - общество буддистов.

Будда родился в Лумбини, Непал, в 544 до н.э., сын раджы (так называют богатых землевладельцев), искавших причину человеческого несчастья. В результате экспериментов и путешествий достиг просветления через медитацию в Бодх Гая.

Дхарма - доктрина четырех истин, обнаруженных через медитацию:

1. Существование есть несчастье.
2. Все в жизни приносит страдания: рождение, удовлетворение жизненных потребностей и смерть. Начало страдания - в потребностях и желаниях людей и стремление к обладанию материальными ценностями (иллюзия чувств).

3. Несчастье рождается эгоистичными желаниями и страстями.

Сангха - общество Буддистов. Изначально использовалось для обозначения общества монахов, но в дальнейшем это понятие расширилось. Указывают путь к просветлению.

Около 100 лет после смерти Будды, общество пришло к противоречиям относительно путей к просветлению. Традиционная школа буддистов Тхеравада следует за исходным учением Будды. Школа Махаяна приняла некоторые изменения, относительно пути к просветлению (появился Дзен).

Бодхисаттва - человек, достигший просветления, но вместо перехода в нирвану выбрал обучение других достижению просветления.

Тантризм.
Распространение школы Ахаяна началось в первом веке н.э. на окраинах Индии. Индуисты и буддисты находились в контакте с религиями анимизма и перенимали некоторые их убеждения и упражнения: йога (физические упражнения, необходимые для управления функциями тела), мантры (многократное повторение магических слогов). В конечном счете трансформировался в Ламаизм, распространенный также и в Непале. Такие методы служат целью сократить дорогу к просветлению.

Молитвенные флаги и Молитвенные Барабаны уносят молитвы в небо. Молитвенные барабаны вращают по часовой стрелке, чтобы послать мантры в небо. Обычно это - медный цилиндр с написанными на санскрите молитвами. Внутри барабана лежит пергамент, на котором многократно напечатано тибетское заклинание OM MANI PADME HUM. Некоторые переводы этой мантры:

О, драгоценность скрытая в лотосе.
- Одна специфическая интерпретация этого заклинания является той же самой молитвой Бодхисаттвы Падмапани: О, Падмапани, дай мне драгоценность в лотосе, которая является благословением в достижении нирваны через учение Будды.

Более общая интерпретация: О, драгоценность, покоящаяся в лотосе, учение Будды остается чистым в наших умах и душах.

В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300-го г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглась народность невара.

Индуизм - религия этих пришельцев - с тех пор стала официальной религией Непала. Смена одной господствующей религии другой прошла мирно и безболезненно, многие святыни Непала одинаково почитают как индуисты, так и буддисты.

Объясняется это тем, что в индуизме никогда не было законченной богословской системы, он легко вбирает в себя другие культы, признавая новые божества воплощениями своих древних богов.

Индуистский бог может выступать не только в образе другого божества, но и человека. Например, непальский король считается воплощением Вишну - одного из главных индуистских богов. А богиня Кумари и вовсе существует исключительно в облике живой девочки.

Храм - жилище Кумари. Богиню выбирают из девочек в возрасте трех-четырех лет, руководствуясь весьма сложными критериями.

Девочка остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы каплю крови. После этого ей дают хорошее приданое, но выйти замуж отставной богине не так легко - считается, что брак с ней будет омрачен всякими несчастьями.

В индуизме нет священства в привычном для нас понимании. Брахманы, которые выполняют обязанности жрецов, не дают каких-либо особых обетов, живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью.

Люди, отрешившиеся от мира и посвятившие себя одному из индуистских богов, называются садху . Они ведут аскетический образ жизни, и народ их считает мудрецами. Именно к садху, а не к жрецам-брахманам обычно идут непальцы со своими горестями или когда надо принять какое-то решение. Каждый что-то приносит с собой - других источников существования у садху нет.

Индуистский пантеон огромен. Главным богам посвящены храмы, менее значительным - алтари. Один из храмов - святилище обезьяньего царя Ханумана .

Сразу же после рождения, гласит легенда, Хануман схватил Солнце , приняв его за съедобный плод, и богу Индре едва удалось отобрать светило у прожорливого младенца.

В эпосе "Рамаяна " рассказывается, как самоотверженно благородный и могучий Хануман - он обладал такой силой, что отрывал от земли холмы и горы, - помогал богу Раме вызволять из плена его невесту Ситу.

В Индии и Непале обезьян считают если не прямыми потомками божественного Ханумана, то во всяком случае его родственниками.

Непальцы верят, что обезьяны понимают человеческую речь и умеют разговаривать - просто они это скрывают, чтобы не заставили работать. Надо сказать, что родичи Ханумана, в изобилии обитающие в Непале, силу и благородство своего великого предка здорово подрастеряли.

Одному из двух верховных индуистских божеств - богу Шиве - посвящен храм Пашупатинатх . Это даже не храм, а обширный храмовый комплекс, раскинувшийся неподалеку от непальской столицы Катманду на берегах священной реки Багмати.

Ежедневно сюда стекаются толпы паломников не только со всего Непала, но и из соседней Индии. Совершить пуджу, приношение грозному Шиве, - долг каждого верующего. Большинство приносит в жертву петухов, которых можно купить тут же около храмов.

Отстояв длинную очередь, верующие передают птиц служителю - он перерезает им горло и орошает алтарь жертвенной кровью. Некоторые преподносят в дар Шиве коз.

Тут же неподалеку можно вымыть тушу, чтобы потом отнести ее домой - после совершения обряда непальцы используют мясо жертвенных животных по назначению, то есть в пищу.

Каждый индуист мечтает, чтобы в последний путь его проводили именно в Пашупатинатхе , хотя место для похоронного ритуала есть при каждом храме, стоящем на берегу реки.

После ритуала прощания в храме родственники-мужчины на носилках относят покойника на гхатами - каменную площадку для кремации, на которой заранее складывают погребальный костер. Поджечь костер может только сын усопшего, поэтому отсутствие в семье сыновей считается страшным несчастьем.

Индуисты верят, что душа человека после смерти переселяется в новую оболочку - в растение, животное или человека.

Благоприятным или неблагоприятным будет новое воплощение, зависит от кармы - то есть суммы хороших и плохих поступков, совершенных за жизнь. Чтобы переселению души ничто не мешало, на земле не должно оставаться и следа прежней телесной оболочки - мутные воды Багмати уносят пепел к священной для индуистов реке Ганг.

Буддисты своих покойников тоже кремируют, но некоторых - отличавшихся при жизни особой святостью - мумифицируют и помещают в святилища - ступы .

Это слово переводится с санскрита - языка священных буддистских текстов - как "макушка" или "куча земли". Ступа Бодднатх в Катманду была построена еще в III веке до н.э. и с тех пор неоднократно подновлялась. Глаза на позолоченной стене храма, - не элемент декора.

Считается, что ими на верующих взирает сам Будда . Также не для украшения служат и эти развешанные повсюду яркие флажки. На них записаны мантры - молитвенные обращения к буддистским святым.

Из всех святых для буддистов мест - а их в Непале великое множество - самый почитаемый храмовый комплекс в Лумбини , небольшом городке рядом с индийской границей.

По преданию, именно здесь за 700 лет до н.э. в день майского полнолуния на берегу озера под сенью раскидистого дерева царица Майя родила сына Сиддхартху, чье имя переводится как "исполнивший свое предназначение".

Появление мальчика на свет сопровождалось множеством знамений, и, чтобы истолковать их, в Лумбини собрались сто восемь мудрецов. Они объявили, что Сиддхартха станет либо великим правителем, либо учителем, какого еще не бывало на Земле. Принц с годами достиг полного просветления и стал первым Буддой, основателем новой религии.

О том, что Будда родился в Лумбини, свидетельствуют письмена на колонне, установленной через 300 лет после его кончины царем Ашокой. Именно стараниями Ашоки буддизм распространился на большую часть Южной Азии.

Несмотря на то что Непал - родина Будды, буддизм пришел в страну с северо-востока, с территории современного Китая. И поныне в Непале действуют китайские буддистские храмы и монастыри.

Над входом в один из храмов вместо санскритской вязи начертаны китайские иероглифы , а пузатые статуи Будд, украшающие его внутреннее пространство, выполнены явно в китайской, а не индо-непальской манере.

Искусство изготовления традиционных фигурок Будды особенно развито в городе Патане, втором по величине после Катманду.

Основные материалы - мягкий вулканический камень и бронза. Работа эта кропотливая, а больших денег за статуэтки простые непальцы платить не могут. Удачей считаются, когда поступает заказ от европейских буддистов или от монастырей.

Монастыри в Непале зачастую оказывают большее влияние на жизнь людей, чем правительственные учреждения. Совету, полученному от монаха, следуют неукоснительно.

Буддистским монахом может стать всякий, знакомый со священными текстами и исполняющий религиозные предписания. При желании монах волен в любой момент покинуть монастырь и вернуться в мир.

Жизнь монаха проходит в медитации, чтении священных книг и молитвах. Каждая произнесенная молитва приближает буддиста к нирване - окончательному избавлению от земных страданий.

За молитву засчитывается и каждый оборот молитвенных барабанов, которые установлены во всех буддистских монастырях.

Остается надеяться, что молитвы, которые мы шептали, когда наш самолет проваливался над Гималями в очередную воздушную яму, тоже засчитаются нам в момент перерождения. Как никак, принадлежало это воздушное судно авиакомпании, названной в честь основателя буддизма.